Карта интересов склонностей для школьников (6 класс)

Авторизация









Регистрация
Вспомнить пароль

 

   Выявление интересов и склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

   При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

   Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью-с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, как отправная точка - с другой. Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для детей
  

 В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте "++".

Лист вопросов.

Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."

1. решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2. читать книги;

3. петь, музицировать;

4. заниматься физкультурой;

5. играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6. читать рассказы о природе;

7. делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8. играть с техническим конструктором;

9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;

10. рисовать;

11. играть в спортивные, подвижные игры;

12. руководить играми детей;

13. ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14. ходить в магазин за продуктами;

15. читать книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16. играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17. сочинять истории, сказки, рассказы;

18. соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19. разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20. содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21. убирать за собой книги, тетради и др.;

22. конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23. знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24. самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25. читать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26. объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27. ухаживать за домашними растениями;

28. помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29. считать, заниматься математикой в школе;

30. знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31. участвовать в постановке спектаклей;

32. заниматься спортом в секциях и кружках;

33. помогать другим людям;

34. работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35. помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

   

Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.


Дата__________ Фамилия, имя_______________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35


Обработка результатов
 

  Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

  • математика и техника;
  • гуманитарная сфера;
  • художественная деятельность;
  • физкультура и спорт;
  • коммуникативные интересы учащихся 6 классов;
  • природа и естествознание;
  • домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

   Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

   Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и, особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

Страница создана за 0.054 секунды

Powered by Seditio
Design by Sharp_Tooched