Поиск
Авторизация
Шкала явной тревожности СМАS
(для 1-х классов)
Шкала явной тревожности для детей предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.
В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А. М. Прихожан. Поданным авторов и пользователей, детский вариант шкалы доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность ее применения для широкого круга профессиональных задач. Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7-12 лет из различных регионов страны.
Описание
И н с т р у к ц и я. На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: ВЕРНО и НЕВЕРНО. В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, подчеркни слово ВЕРНО, если нет — НЕВЕРНО. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаше. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т. е. подчеркивать оба варианта). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд.
Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления: психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления теста, естественно, исключен.
Примерное время выполнения геста — 15-25 мин.
Обработка и интерпретация результатов
Предварительный этап
1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»). Как уже отмечалось, в СМAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников. Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.
2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы (т. е. подчеркивание одновременно и «верно», и «неверно»), пропуски, исправления, комментарии и т. п. В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более трех пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов СМА5. В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, т. е. является показателем скрытой тревожности.
Основной этап
1. Подсчитываются данные по контрольной шкале — субшкале «социальной желательности» (табл. 6.5).
Таблица 6.5. Ключ к субшкале «социальной желательности» (номера пунктов СМА5)
Ответ ВЕРНО 5, 17,21,30,34,36
Ответ НЕВЕРНО 10,41,47,49,52
Критическое значение по данной субшкале — 9. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться пол влиянием фактора социальной желательности.
2. Подсчитываются баллы по субшкале тревожности (табл. 6.6).
Таблица 6.6. Ключ к субшкале тревожности
Ответы ВЕРНО |
1,2,3,4,6,7,8,9,11,12,13,14,15,16,18,19,20.22,23,24,25, |
Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.
3. Первичная оценка переводится в шкальную (табл. 6.7). В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.
Таблица 6.7 Тревожность. Перевод «сырых» баллов в стены
Стены |
Половозрастные группы (результаты в баллах) |
|||||||
|
7 лет |
8-9 лет |
10-11 лет |
12 лет |
||||
1 |
0-2 |
0-3 |
0 |
0-1 |
0-3 |
0-2 |
0-6 |
0-5 |
2 |
3-4 |
4-6 |
1-3 |
2-4 |
4-7 |
3-6 |
7-9 |
6-8 |
3 |
5-7 |
7-9 |
4-7 |
5-7 |
8-10 |
7-9 |
10-13 |
9-11 |
4 |
8-10 |
10-12 |
8-11 |
8-11 |
11-14 |
10-13 |
14-16 |
12-14 |
5 |
11-14 |
13-15 |
12-15 |
12-14 |
15-18 |
14-16 |
17-20 |
15-17 |
6 |
15-18 |
16-18 |
16-19 |
15-17 |
19-21 |
17-20 |
21-23 |
18-20 |
7 |
19-21 |
19-21 |
20-22 |
18-20 |
22-25 |
21-23 |
24-27 |
21-22 |
8 |
22-25 |
22-24 |
23-26 |
21-23 |
26-28 |
24-27 |
28-30 |
23-25 |
9 |
26-29 |
24-26 |
27-30 |
24-26 |
29-32 |
28-30 |
31-33 |
26-28 |
10 |
29 |
27 |
31 и 27 и более |
33 |
31 |
34 |
29 |
4. На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого (табл. 6.8).
Таблица 6.8. Характеристика уровней тревожности
|
Характеристика |
Примечание |
1-2 |
Состояние тревожности испытуемому |
Подобное «чрезмерное спокойствие» может, иметь и не иметь защитного характера |
3-6 |
Нормальный уровень тревожности |
Необходим для адаптации и продуктивной |
7-8 |
Несколько повышенная тревожность |
Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни |
9 |
Явно повышенная тревожность |
Обычно носит «разлитой», генерализованный |
10 |
Очень высокая тревожность |
Группа риска |
Опросник
1 |
Тебе трудно думать о чем-нибудь одном. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
2 |
Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает за тобой, |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
3 |
Тебе очень хочется во всем быть лучше всех. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
4 |
Ты легко краснеешь. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
5 |
Все, кого ты знаешь, тебе нравятся. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
6 |
Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
7 |
Ты очень сильно стесняешься. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
8 |
Бывает, что тебе хочется оказаться как можно дальше |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
9 |
Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
10 |
В играх ты больше любишь выигрывать, чем |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
11 |
В глубине души ты многого боишься. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
12 |
Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
13 |
Ты боишься остаться лома в одиночестве. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
14 |
Тебе трудно решиться на что-либо. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
15 |
Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать, то, что тебе хочется. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
16 |
Часто тебя что-то, мучает, а что не можешь понять |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
17 |
Ты со всеми и всегда ведешь себя вежливо. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
18 |
Тебя беспокоит, что тебе скажут родители* |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
19 |
Тебя легко разозлить. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
20 |
Часто тебе трудно дышать. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
21 |
Ты всегда хорошо себя ведешь. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
22 |
У тебя потеют руки. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
23 |
В туалет тебе надо ходить чаше, чем другим детям. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
24 |
Другие ребята удачливее тебя. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
25 |
Для тебя важно, что о тебе думают другие. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
26 |
Часто тебе трудно глотать. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
27 |
Часто волнуешься из-за того, что, как выясняется |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
28 |
Тебя легко обидеть. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
29 |
Тебя все время мучает, все ли ты делаешь правильно, так как следует. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
30 |
Ты никогда не хвастаешься. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
31 |
Ты боишься того, что с тобой может что-то |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
32 |
Вечером тебе трудно уснуть. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
33 |
Ты очень переживаешь из-за оценок. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
34 |
Ты никогда не опаздываешь. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
35 |
Частоты чувствуешь неуверенность в себе. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
36 |
Ты всегда говоришь только правду. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
37 |
Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
38 |
Ты боишься, что тебе скажут: «Ты все делаешь плохо». |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
39 |
Ты боишься темноты. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
40 |
Тебе трудно сосредоточиться на учебе. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
41 |
Иногда ты злишься. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
42 |
У тебя часто болит живот. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
43 |
Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
44 |
Ты часто делаешь то, что не стоило бы делать. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
45 |
У тебя часто болит голова. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
46 |
Ты беспокоишься, что с твоими родителям что-нибудь |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
47 |
Ты иногда не выполняешь свои обещания |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
48 |
Ты часто устаешь. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
49 |
Ты часто грубишь родителям и другим взрослым. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
50 |
Тебе нередко снятся страшные сны. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
51 |
Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
52 |
Бывает, что ты врешь. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |
||
53 |
Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь плохое. |
ВЕРНО |
НЕВЕРНО |