Поиск
Авторизация
Воспитательная работа / Социально-психологическая служба / Опросники / Опросник для определения школьной адаптации и мотивации учащихся начальных и средних классов
Цель: Определение уровня адаптации учащихся средних классов во вновь сформированных учебных коллективах.
Инструкция: Сейчас вам будут предложены вопросы о том, как вы чувствуете себя в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер, ответ «Да», если вы согласны с ним, или «Нет», если не согласны.
1. Тебе нравится в школе?
2. Ты с радостью идешь в школу?
3. Если бы можно не ходить в школу, ты бы пошел?
4. Тебе часто хочется остаться дома?
5. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
6. Ты бы хотел, чтобы вам не задавали домашних заданий?
7. Ты боишься отвечать у доски?
8. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
9. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
10. Ты хотел бы, чтобы ваш учитель был не таким строгим?
11. У тебя в классе много друзей?
12. Тебе нравятся твои одноклассники?
Ключ:
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Да |
3 |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
3 |
3 |
Нет |
0 |
0 |
0 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
0 |
3 |
0 |
0 |
Адаптация = сумма баллов . 100%
36
Уровни адаптации:
Уровень |
Адаптация |
Результат |
ОВ |
Очень высокий |
80 – 100 |
В |
Высокий |
60 – 79 |
С |
Средний |
45 – 59 |
Н |
Низкий |
30 – 44 |
Д |
Дезадаптация |
0 - 29 |
- ОВ – «очень высокий» - Такие дети отличаются высокой учебной активностью, наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
- В – «высокий» - Такие учащиеся имеют хорошую школьную мотивацию, хорошо адаптированы, хорошо справляются с учебной деятельностью. При этом они в меньшей степени зависят от жестоких требований и норм. Подобный уровень является средней нормой.
- С – «средний» - Такие дети положительно относятся к школе, но школа привлекает больше своими внеучебными сторонами. Они достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
- Н – «низкий» - Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности или в общении с одноклассниками. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
- Д – «дезадаптация» - Даже если такие дети не испытывают серьезных трудностей в обучении и справляются с учебной деятельностью, они имеют проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа воспринимается как враждебная среда, пребывание в которой для них очень тяжело. В таком случае ученики могут либо проявлять агрессивные реакции, либо уйти «в глубокую защиту», результатом которой могут быть различного рода неврозы.
Отдельно учитываются вопросы:
Ответ |
1 |
7 |
9 |
11 |
Да |
|
|
|
|
Нет |
|
|
|
|
1. Негативное отношение к школе.
2. Тревожность.
3. Недостаток общения с родителями.
4. Недостаток общения в классе.