Диференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова

Авторизация









Регистрация
Вспомнить пароль

В основу опросника положен принцип деления всех существующих профессий на пять типов по предмету труда или объектам, с которыми взаимодействует человек в процессе труда
Цель: Изучение склонностей к различным сферам профессиональной деятельности.
(см. табл. 1)

Таблица 1


Типы профессий

Предметы труда то, чем имеет дело человек в своей работе, объект, на который направлено его воздействие)

«Человек — природа»

Земля, лес, вода, животный мир, растительный мир, атмосфера, полезные ископаемые, микроорганизмы.

«Человек — человек»

Люди, группы, коллективы, неорганизованный поток людей: ученики класса, группы экскурсантов, пассажиры поезда, покупатели, заказчики.

«Человек — техника»

Машины, механизмы, агрегаты, технические системы, транспортные средства, техника.

«Человек — знаковая система»

Тексты на русском и иностранном языках, цифры, числа, буквы, деньги, карты, схемы, чертежи, формулы, коды, звуковые сигналы.

"Человек — художественный образ»

Художественные образы и их элементы, произведения литературы, искусства, эстетика условий быта, отдыха, труда, отношений людей

Первую группу составляют профессии типа человек — природа, где объектами труда являются земля, лес, вода, живот мир растительный мир атмосфера, полезные ископаемые, микроорганизмы. Сюда входят такие профессии, как ветеринар, лесник, садовод, микробиолог и т.д.
Вторую группу составляют профессии типа человек — техника, объектом механизмы, транспортные средства, техника. Такими профессиями являются: шофер, слесарь, инженер, токарь и др.
Третью группу образуют профессии типа человек — человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности — медицина, педагогика, сфера обслуживания, юриспруденция и т.д.
Четвертую группу составляют профессии типа человек — знаковая система. Объектами являются цифры, числа, буквы, схемы, карты, коды, чертежи, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, экономисты, переводчики и т.д.
Пятую группу составляют профессии типа человек — художественный образ. Объектом труда являются литература, живопись, искусство. Сюда входят такие профессии, как артист, писатель, художник, музыкант, искусствовед и т.д.
Инструкция к ДДО: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. А если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Вариант вашего ответа обведите в кружок в бланке ответа».
При обработке результатов в каждом из пяти вертикальных столбцов необходимо подсчитать сумму обведенных кружков (см. табл. 3).
Максимальные суммы кружков в тех или иных столбцах указывают на направленность соответствующей области профессиональной деятельности.

Дифференциально-диагностический опросник:

А

Б

1. Ухаживать за животными.

1. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2. Помогать больным.

2. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

3. Следить за состоянием, развитием растений.

4. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).

4. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

5. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

6. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

6. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

7. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).

7. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном, трактором, тепловозом к др.

8. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения.

8. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9. Ремонтировать веши, изделия (одежду, технику).

9. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10. Лечить животных.

10. Выполнять вычисления, расчеты.

11. Выводить новые сорта растений.

11. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду лома, продукты питания и т.п.).

12. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.

12. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (промерять, уточнять, приводить в порядок).

13. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

13. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.

14. Оказывать людям медицинскую помощь при ранении, ушибах, ожогах и т.п.

15. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).

16. Делать лабораторные анализы в больнице.

16.Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

17. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

19. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

20. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине).

 

Таблица 3
Ключ и бланк испытуемого к методике

 

Ф.И.учащегося________________________
_____________________________________
Класс________________________________
Возраст_____________________________
Дата заполнения______________________

Группы профессий

Человек -
природа

Человек -
техника

Человек -
человек

Человек -
знаковая система

Человек -
художественный образ

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

 

*****************************************************

 

Результаты диагностического исследования
обучающихся в 9 классах по методике
«Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова

 

Всего обследовано

 

Человек – природа

 

Человек – техника

 

Человек – человек

 

Человек – знаковая система

 

Человек – художественный образ

 

Страница создана за 0.075 секунды

Powered by Seditio
Design by Sharp_Tooched