Поиск
Авторизация
Воспитательная работа / Социально-психологическая служба / Опросники / Диференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова
В основу опросника положен принцип деления всех существующих профессий на пять типов по предмету труда или объектам, с которыми взаимодействует человек в процессе труда
Цель: Изучение склонностей к различным сферам профессиональной деятельности.
(см. табл. 1)
Таблица 1
Типы профессий |
Предметы труда то, чем имеет дело человек в своей работе, объект, на который направлено его воздействие) |
«Человек — природа» |
Земля, лес, вода, животный мир, растительный мир, атмосфера, полезные ископаемые, микроорганизмы. |
«Человек — человек» |
Люди, группы, коллективы, неорганизованный поток людей: ученики класса, группы экскурсантов, пассажиры поезда, покупатели, заказчики. |
«Человек — техника» |
Машины, механизмы, агрегаты, технические системы, транспортные средства, техника. |
«Человек — знаковая система» |
Тексты на русском и иностранном языках, цифры, числа, буквы, деньги, карты, схемы, чертежи, формулы, коды, звуковые сигналы. |
"Человек — художественный образ» |
Художественные образы и их элементы, произведения литературы, искусства, эстетика условий быта, отдыха, труда, отношений людей |
Первую группу составляют профессии типа человек — природа, где объектами труда являются земля, лес, вода, живот мир растительный мир атмосфера, полезные ископаемые, микроорганизмы. Сюда входят такие профессии, как ветеринар, лесник, садовод, микробиолог и т.д.
Вторую группу составляют профессии типа человек — техника, объектом механизмы, транспортные средства, техника. Такими профессиями являются: шофер, слесарь, инженер, токарь и др.
Третью группу образуют профессии типа человек — человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности — медицина, педагогика, сфера обслуживания, юриспруденция и т.д.
Четвертую группу составляют профессии типа человек — знаковая система. Объектами являются цифры, числа, буквы, схемы, карты, коды, чертежи, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, экономисты, переводчики и т.д.
Пятую группу составляют профессии типа человек — художественный образ. Объектом труда являются литература, живопись, искусство. Сюда входят такие профессии, как артист, писатель, художник, музыкант, искусствовед и т.д.
Инструкция к ДДО: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. А если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Вариант вашего ответа обведите в кружок в бланке ответа».
При обработке результатов в каждом из пяти вертикальных столбцов необходимо подсчитать сумму обведенных кружков (см. табл. 3).
Максимальные суммы кружков в тех или иных столбцах указывают на направленность соответствующей области профессиональной деятельности.
Дифференциально-диагностический опросник:
А |
Б |
1. Ухаживать за животными. |
1. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать). |
2. Помогать больным. |
2. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин. |
3. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок. |
3. Следить за состоянием, развитием растений. |
4. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.). |
4. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать. |
5. Обсуждать научно-популярные книги, статьи. |
5. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты). |
6. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы). |
6. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных). |
7. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты). |
7. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном, трактором, тепловозом к др. |
8. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения. |
8. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов). |
9. Ремонтировать веши, изделия (одежду, технику). |
9. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках. |
10. Лечить животных. |
10. Выполнять вычисления, расчеты. |
11. Выводить новые сорта растений. |
11. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду лома, продукты питания и т.п.). |
12. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять. |
12. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (промерять, уточнять, приводить в порядок). |
13. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. |
13. Наблюдать, изучать жизнь микробов. |
14. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты. |
14. Оказывать людям медицинскую помощь при ранении, ушибах, ожогах и т.п. |
15. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
15. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые). |
16. Делать лабораторные анализы в больнице. |
16.Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение. |
17. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. |
17. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов. |
18. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. |
18. Играть на сцене, принимать участие в концертах. |
19. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. |
19. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты. |
20. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. |
20. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине). |
Таблица 3
Ключ и бланк испытуемого к методике
Ф.И.учащегося________________________
_____________________________________
Класс________________________________
Возраст_____________________________
Дата заполнения______________________
Группы профессий |
||||
Человек - |
Человек - |
Человек - |
Человек - |
Человек - |
1а |
1б |
2а |
2б |
3а |
3б |
4а |
4б |
5а |
5б |
6а |
|
6б |
|
7а |
|
7б |
8а |
|
8б |
|
9а |
|
9б |
|
10а |
|
|
10б |
|
11а |
11б |
12а |
12б |
13а |
13б |
14а |
14б |
15а |
15б |
16а |
|
16б |
|
17а |
|
17б |
18а |
|
18б |
|
19а |
|
19б |
|
20а |
|
|
20б |
|
*****************************************************
Результаты диагностического исследования
обучающихся в 9 классах по методике
«Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова
Всего обследовано |
|
Человек – природа |
|
Человек – техника |
|
Человек – человек |
|
Человек – знаковая система |
|
Человек – художественный образ |
|
Размер файла: 9KB, 1619