Поиск
Авторизация
Самоуправление – это участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива.
«Педагогическая энциклопедия»
В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в:
- планировании деятельности своих коллективов;
- организации этой деятельности;
- анализе своей работы;
- подведении итогов сделанного и принятии решений.
Цели и задачи самоуправления:
- воспитать гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества;
- дать возможность учащимся участия в планировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
- развивать способности и интересы членов коллектива;
- воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
- формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу.
Структура самоуправления.
Структура школьного самоуправления включает, законодательные органы, исполнительные органы, институт уполномоченных и систему поручений.
Высшим органом школьного коллектива является собрание (его можно назвать по-разному в зависимости от общей школьной структуры, содержания деятельности, традиций коллектива, типа школ и т.д.: (сбор, вече, дума, конференция, большой совет, форум, слет и т.д.).
Через собрание каждому ученику обеспечивается право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.
Собрание проводится не реже 1 раза в год.
Функции собрания:
- разрабатывать и утверждать документы, определяющие деятельность ученического коллектива;
- определять взаимоотношения учеников в коллективе, заслушивать информации о решениях органов самоуправления;
- избирать исполнительные органы самоуправления;
- определить обязанность выборного актива;
- подводить итоги работы коллектива;
- давать оценку деятельности коллективов;
- награждать классы, отряды, отдельных учащихся и др.
Законодательный орган - собрание. Предполагается наличие исполнительных органов.
Это может быть совет, ученический комитет, совет министров, магистрат.
Названия исполнительных органов могут быть разными, но главные их функции одинаковые:
- организовать деятельность коллектива,
- обеспечить его членам необходимые условия для выполнения соответствующих видов ее деятельности.
Законодательное собрание избирает главу исполнительных органов: председателя, президента, главнокомандующего, премьер-министра и т.д.
При исполнительных органах формируются постоянные подразделения по видам деятельности, например: «Досуг», «Забота», «Олимп», «Пресс-центр», «Общение» и т.д.
Они могут иметь следующие названия: сектора, штабы, центры, министерства, комиссии и т.д.
Для них совет школы определяет функции, т.е. то, чем данные подразделения будут заниматься.
Это могут быть памятки, инструкции, положения и т.д.
Например, центр «Досуг».
Центр «Досуг» собирает своих представителей каждый вторник в 14 часов в кабинете № 3.
Центр:
- руководит проведением массовых мероприятий среди учащихся: общешкольных вечеров, праздников, классных вечеров отдыха;
- распределяет между классами поручения по подготовке этих мероприятий;
- организует оформление школы к вечерам и праздникам;
- несет ответственность за проверку программы художественной части и программы развлечений;
- выявляет пожелания учащихся по организации художественных кружков, записывает в них;
- организует работу библиотечного актива;
- организует ежегодный смотр художественной самодеятельности;
- отбирает участников на городские и районные конкурсы, организует игры на перемене (теннис, кроссворды, шашки и т.д.).
- и т.д.
При постоянных подразделениях создаются клубы, студии, группы, общества, школы и т.п.
Например, при центре «Забота» могут работать: штаб «Поиск», телефон
«Доверие», «Бюро добрых услуг», клуб «Ветеран», клуб «Малышок» и т.п.
За всеми этими подразделениями закрепляются педагоги-наставники.
Здесь необходимо определить позицию старшего вожатого в организации
самоуправления.
Учитель – Консультант – Партнер.
Учитель | Консультант |
Партнер |
Сообщает уч-ся знания о значении самоуправления; формирует положительные мотивы у уч-ся к само-управленческой деятель-ности; |
Передает уч-ся органи-заторский опыт; |
Сотрудничество на равных основаниях при выпол-нении общих задач. |
Наряду с основными структурными подразделениями для подготовки текущих дел, организации различных акций могут создаваться временные, подвижные группы и микроколлективы, например: совет дела, инициативная группа, и т.д.
Совет школы продумывает для них правила работы.
Класс является основой школьного самоуправления. Исходя из общей школьной структуры самоуправления, классы могут превращаться в государства, города, отряды и т.п.
Внутри классов функционируют микроколлективы. Каждый микроколлектив объединяет 5-7 учащихся.
Микроколлективы – это главные рабочие коллективы класса.
Как назвать эти микроколлективы?
Наши предложения: звенья, содружества, товарищества, общины, экипажи, бригады и т.п.
Микроколлективы формируются на принципах:
- дружбы (кто с кем дружит);
- местожительства (одна улица, один дом);
- интересов (кто чем увлекается);
- характера деятельности (кто выполняет одинаковое поручение).
В системе ученического самоуправления большое место занимает институт уполномоченных.
В него входят все, кто избирается в те или иные исполнительные органы. Среди них распределяются поручения, разрабатываются их функциональные обязанности.
Например, у нас работает комиссия «Дисциплина и порядок». Одно из поручений в этой комиссии: ответственный за дежурство классов по школе.
Памятка.
Тебе поручили важное и ответственное дело.
Комиссия «Дисциплина и порядок» собирается 1 раз в 2 недели, по вторникам в 13-30.
Ты должен обязательно в ней участвовать.
В твои обязанности входит:
- организовать работу ответственных за дежурство в классах;
- совместно с завучем (Ф.И.О.) составить график дежурства классов с распределением мест дежурств;
- организовать контроль за проведением дежурств;
- подводить итоги дежурств классов.
Завершающим систему самоуправления и важным ее компонентом является поручение.
Поручение включает учащихся в жизнедеятельность коллектива и в социально - значимую деятельность.
Принципы, лежащие в основе системы поручений:
- преемственность (учет опыта ребенка);
- последовательность (от простого к сложному);
- массовость.
Модель школьного самоуправления:
Структура самоуправления оформляется документально в форме положения, устава и т.п.
Возможно создание законов, правил жизнедеятельности, декларации
сотрудничества, кодексов чести, символов и атрибутов коллектива.
Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельности:
- коллективное планирование;
- собрание, особенно подготовка к нему;
- КТД.
Модель ученического самоуправления определяется содержанием деятельности учащихся, сложившимися традициями в их коллективах, типом школы и т.д., а не готовыми системами и структурами, позаимствованными у других школ.
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
1. Формирование представлений о самоуправлении в школе (педсовет, МО классных руководителей, родительские собрания, ученические собрания, работа пресс-центра по пропаганде опыта).
2. Изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления (анкетирование, дискуссии, деловые игры и т.п.).
3. Разработка модели самоуправления на основе предложений (работает творческая группа).