Организация самоуправления

Авторизация









Регистрация
Вспомнить пароль

Самоуправление – это участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива.
«Педагогическая энциклопедия»

В повседневной  деятельности самоуправление учащихся проявляется в:

  • планировании деятельности своих коллективов;
  • организации этой деятельности;
  • анализе своей работы;
  • подведении  итогов сделанного и принятии решений.

Цели и задачи самоуправления:

  • воспитать гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному  творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества;
  • дать возможность учащимся участия в планировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
  • развивать способности и интересы членов коллектива;
  • воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
  • формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу.

 

Структура самоуправления.

Структура школьного самоуправления включает, законодательные органы, исполнительные органы, институт уполномоченных и систему поручений.
Высшим органом школьного коллектива является собрание (его можно назвать по-разному в зависимости от общей  школьной структуры, содержания деятельности,  традиций коллектива, типа школ и т.д.: (сбор, вече, дума, конференция, большой совет, форум, слет и т.д.).
Через собрание каждому ученику обеспечивается право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.
Собрание проводится не реже 1 раза в год.

Функции собрания:

  • разрабатывать и утверждать документы, определяющие деятельность ученического коллектива;
  • определять взаимоотношения учеников в коллективе, заслушивать информации о решениях органов самоуправления;
  •  избирать исполнительные органы самоуправления;
  • определить обязанность выборного актива;
  • подводить итоги работы коллектива;
  • давать оценку деятельности коллективов;
  • награждать классы, отряды, отдельных учащихся и др.

 

Законодательный орган - собрание. Предполагается наличие исполнительных органов.
Это может быть советученический комитет, совет  министров, магистрат.
Названия исполнительных органов могут быть разными, но главные их функции одинаковые:

  • организовать деятельность коллектива,
  • обеспечить его членам необходимые условия для выполнения соответствующих видов ее деятельности.

Законодательное собрание избирает главу исполнительных органов: председателя, президента, главнокомандующего, премьер-министра и т.д.
При исполнительных органах формируются постоянные подразделения по видам деятельности, например: «Досуг», «Забота», «Олимп», «Пресс-центр», «Общение» и т.д.
Они могут иметь следующие названия: сектора, штабы, центры, министерства, комиссии и т.д.
Для них совет школы определяет функции, т.е. то, чем данные подразделения будут заниматься.
Это могут быть памятки, инструкции, положения и т.д.

Например, центр «Досуг».

Центр «Досуг» собирает своих представителей каждый вторник в 14 часов в кабинете № 3.

Центр:

  • руководит проведением массовых  мероприятий среди учащихся: общешкольных вечеров, праздников, классных вечеров отдыха;
  • распределяет между классами поручения по подготовке этих мероприятий;
  • организует оформление школы к вечерам и праздникам;
  • несет ответственность за проверку программы художественной части и программы развлечений;
  • выявляет пожелания учащихся по организации художественных кружков, записывает в них;
  • организует работу библиотечного актива;
  • организует ежегодный смотр художественной самодеятельности;
  • отбирает участников на городские и районные конкурсы, организует игры на перемене (теннис, кроссворды, шашки и т.д.).
  • и т.д.

При постоянных подразделениях создаются клубы, студии, группы, общества, школы и т.п.

Например, при центре «Забота» могут работать: штаб «Поиск», телефон
«Доверие», «Бюро добрых услуг»,  клуб «Ветеран», клуб «Малышок» и т.п.

За всеми этими подразделениями закрепляются педагоги-наставники.
Здесь необходимо определить позицию старшего вожатого в организации
самоуправления.

Учитель – Консультант – Партнер.

Учитель

Консультант

Партнер

Сообщает уч-ся знания о значении самоуправления; формирует положительные мотивы у уч-ся к само-управленческой деятель-ности;
вырабатывает у них навыки самостоятельной работы.

Передает уч-ся органи-заторский опыт;
показывает пример участия в общественной работе;
выступает носителем тра-диций, сложившихся в самоуправлении школы.

Сотрудничество на равных  основаниях при выпол-нении общих задач.

Наряду с основными структурными подразделениями для подготовки текущих дел, организации различных акций могут создаваться временные, подвижные группы  и микроколлективы, например: совет дела, инициативная группа, и т.д.
Совет школы продумывает для них правила работы.
Класс является основой школьного самоуправления. Исходя из общей школьной структуры самоуправления, классы могут превращаться в государства, города, отряды и т.п.
Внутри классов  функционируют микроколлективы. Каждый микроколлектив объединяет 5-7 учащихся.
Микроколлективы – это главные рабочие коллективы класса.
Как назвать эти микроколлективы?
Наши предложения: звенья, содружества, товарищества, общины, экипажи, бригады и т.п.

Микроколлективы формируются на принципах:

  • дружбы (кто с кем дружит);
  • местожительства (одна улица, один дом);
  • интересов (кто чем увлекается);
  • характера деятельности (кто выполняет одинаковое поручение).

 

В системе ученического самоуправления большое место занимает институт уполномоченных.
В него входят все, кто избирается в те или иные исполнительные органы. Среди них распределяются поручения, разрабатываются их функциональные обязанности.

Например, у нас работает комиссия «Дисциплина и порядок». Одно из поручений  в этой комиссии: ответственный за дежурство классов по школе.
Памятка.
Тебе поручили важное и ответственное дело.
Комиссия «Дисциплина и порядок» собирается 1 раз в 2 недели, по вторникам в 13-30.
Ты должен обязательно в ней участвовать.

В твои обязанности входит:

  •  организовать работу ответственных за дежурство в классах;
  •  совместно с завучем (Ф.И.О.) составить график дежурства классов с распределением мест дежурств;
  •  организовать контроль за проведением дежурств;
  •  подводить итоги дежурств классов.

Завершающим систему  самоуправления и важным ее компонентом является поручение.
Поручение включает учащихся в жизнедеятельность коллектива и в социально - значимую деятельность.

Принципы, лежащие в основе системы поручений:

  • преемственность (учет опыта ребенка);
  • последовательность  (от простого к сложному);
  • массовость.

Модель школьного самоуправления:

 

Структура самоуправления оформляется документально в форме положения, устава и т.п.
Возможно создание законов, правил жизнедеятельности, декларации
сотрудничества, кодексов чести, символов и атрибутов коллектива.

Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельности:

  • коллективное планирование;
  • собрание, особенно подготовка к нему;
  • КТД.

Модель ученического самоуправления определяется содержанием деятельности учащихся, сложившимися традициями в их коллективах, типом школы и т.д., а не готовыми системами и структурами, позаимствованными у других школ.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

1. Формирование представлений о самоуправлении в школе (педсовет, МО классных руководителей, родительские собрания, ученические собрания, работа пресс-центра по пропаганде опыта).
2. Изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления (анкетирование, дискуссии, деловые игры и т.п.).
3. Разработка модели самоуправления на основе предложений (работает творческая группа).

Страница создана за 0.094 секунды

Powered by Seditio
Design by Sharp_Tooched