Планирование работы старшего вожатого.

Авторизация









Регистрация
Вспомнить пароль

Планирование – вид умственной деятельности, при которой создается образ будущего.
План работы старшего вожатого – лишь одно из звеньев в общей системе планирования учебно-воспитательной работы.
Виды планов:

  • перспективный;
  • календарный;
  • ежедневный;
  • план подготовки конкретного дела.

Перспективный план работы.

1. Анализ работы за прошедший учебный год:

  • качественная характеристика детского коллектива (количества классов, качество их работы в течение учебного года, уровень развития детских коллективов, лидеры, учащиеся, требующие к себе повышенного внимания, учащиеся, классы и классные руководители, на которых можно опереться в работе и т.д.);
  • особенности, своеобразие и направление данного учебного периода;
  • реализация идей, достижение целей, результат работы (достигнуты ли, если  не достигнуты, то по какой причине);
  • участие детской организации в школьных, районных, городских, областных мероприятиях;
  • недостатки и достижения в работе старшего вожатого.

2. Цели и задачи на следующий учебный год.

Логически вытекают из анализа работы, характеристики школьного детского коллектива, ведущего направления работы. Цели ставятся в зависимости от того, что  старший  вожатый хочет достичь, какие недостатки в своей работе хочет исправить.
Цель – то, к чему стремимся, будущее, которое мы хотим видеть. Цель формулируется в повелительном наклонении: «повысить качество воспитательной работы  в детской организации». Цель одна.
Задача – то, с помощью чего достигается цель. Задач может быть несколько, они более конкретны. В формулировке задач используются имена существительные. Задачи располагаются в определенной последовательности в зависимости от их важности: развитие самоуправления и соуправления учащихся, использование разнообразных форм и методов работы, привлечение каждого члена детской организации к участию в различных видах творческой деятельности и т.п.

3. Содержание работы.

Определив цели и задачи, можно приступить к подбору видов деятельности и форм работы. Важно подобрать такие виды и формы деятельности, которые в комплексе решают несколько поставленных задач.

3.1.Организационно-массовая работа (по возрастам).

В эту часть плана необходимо включить разнообразные виды деятельности: познавательную, трудовую, игровую, спортивную, художественно-эстетическую, патриотическую,  доступную возрасту ребят. Следует стремиться обеспечить достаточное разнообразие дел внутри каждого из названных видов деятельности. К планированию этой части плана привлекаются члены детской организации, школьники и педагоги. Причем учитываются все предложения.

Виды оформления организационно-массовой работы:

  • по программам воспитания («Команда», «Зеленый щит», «Наследники»,«Свой голос», «Аленький цветочек» и т.д.);
  • по тематическим периодам (ключевым делам);
  • по направлениям деятельности (познавательная, художественно-эстетическая,спортивно-оздоровительная, ценностно-ориентированная, работа с активом и детскими объединениями).

3.2. Работа с активом и детскими объединениями.

Если организационно-массовая работа планируется не по направлениям, то этот  раздел планируется отдельно. В него включается работа с областной детской организацией («Федерация пионерских и детских организаций»), районными, городскими ДО; активом, школьной  организацией, клубами, штабами (планы деятельности, тематические планы заседаний, анализы деятельности за прошедший период, результаты и достижения).

3.3. Инструктивно-методическая работа:

  • - оказание помощи педагогам, учащимся школы (участие в МО классных  руководителей, педсоветах, консультации для классных руководителей, оказание методической и практической помощи и т.д.);
  • - разработка методических документов (сценариев, планов, положений, рекомендаций, анкет,  справок, анализа работы и т.д.);
  • - обобщение опыта (своего, детской организации,  детских коллективов школы).

 

3.4. Оформительская работа.

Включает в себя оформление школы, актового зала, стендов, уголков, афиш, папок, объявлений, альбомов, летописей и т.д.

3.5. Самообразование:

  • повышение квалификации (в ОИПКРО, ОДТДМ им. В.П.Поляничко, ФПДО, участие в областных, районных семинарах, профессиональная аттестация);
  • работа с литературой и периодикой;
  • практическое знакомство с опытом коллег.

 

Перспективный план работы составляется на год в конце или самом начале учебного года. Заверяется директором или заместителем директора по воспитательной работе. Если план составлен в конце учебного года, то в начале учебного года он корректируется.

При составлении перспективного плана воспитательной работы старший вожатый должен учитывать необходимые требования.

Требования:

1. Целенаправленность. Обеспечение единства целей, задач, содержания, методов и форм воспитательной работы.
2. Преемственность (план работы на новый учебный год должен опираться на прошлогодний план работы), реальность, систематичность (единство закономерно  расположенных и находящихся во взаимной связи частей) и последовательность         (такое расположение элементов воспитательной работы, когда последующее опирается на предыдущее и, в свою очередь, определяет дальнейшую ступень развития).
3. Соответствие содержания, форм и методов работы возрастным и индивидуальным особенностям детей (учет возрастных и  индивидуальных особенностей).
4. Разнообразие форм и методов работы с  детским коллективом (разумное сочетание словесных методов педагогического воздействия  с организацией практической деятельности).
5. Согласованность плана старшего вожатого с перспективным планом работы школы.

Последовательность действий старшего вожатого при составлении перспективного плана можно представить в таком порядке:
1. Знакомство с должностными обязанностями (типовыми и конкретно по школе).
2. Учет школьных традиций, направлений деятельности школы.
3. Изучение плана областных, районных, городских мероприятий, календаря знаменательных дат.
4. Диагностика (опрос, анкетирование, индивидуальные беседы, разведка дел, собрания, «мозговой штурм» и т.д.).
5. Знакомство с планами классных руководителей, секций, клубов и т.д.
6. Обсуждение раздела «Организационно-массовая работа» с активом, педагогами школы.
Основная часть перспективного плана может быть вариативной.

На основе перспективного плана составляется календарный план (план-сетка). В него вносятся конкретные ежедневные (основные) дела. Заверяется заместителем  директора по воспитательной работе за 5 дней до начала срока действия плана.

Ежедневный план – это рабочий дневник старшего вожатого, в котором указываются  дела, необходимые сделать в данный или следующий дни: позвонить, сказать, объявить, предупредить, договориться и т.д. Этот план не заверяется администрацией и является  личным планом вожатого.

Еще один вид плана, который необходимо иметь старшему вожатому, - это план подготовки конкретного дела. Составляется за несколько дней до его проведения (по мере необходимости). В план подготовки вносятся все действия старшего вожатого, его помощников: объявить, нарисовать, продумать, оформить, раздать задания и т.д. План подготовки прилагается к сценарию данного дела.

Модель плана работы по программам воспитания (пример)

Недели, четверти

Программы  воспитания

 

здоровье

учение

труд

общение

образ жизни

досуг

1-я
неделя

 

 

 

 

 

 

2-я
неделя

 

 

 

 

 

 

3-я
неделя

 

 

 

 

 

 

 

Модель плана по «ключевым делам» (пример)

Месяц

«Ключевое  дело» месяца
Подготовка к нему

Ответственный совет
дела

 

Сентябрь

 

День Славы
  • уроки мужества
  • старт программ
  • митинг
  • посещение музеев
  • экскурсии по городу
  • возложение цветов

 

Клуб «Патриот»

Октябрь

Президентская кампания

Совет школы

Ноябрь

День матери

Центр «Забота»

Декабрь

«Здравствуй, Новый год!»

Творческая группа 10-х классов, клуб «Досуг»

Январь

«В здоровом теле – здоровый дух!»

Спортивная комиссия

Февраль

«Сыны Отечества»

Клуб «Патриот», клуб «Досуг»

Март

КТД «Шагая тропинками Оренбургского края»

Творческая группа 8-9 классов, клуб «Знатоки»

Апрель

«Школа – мой дом»

  • смотр зданий
  • конкурс «Ученик года»
  • отчетные мероприятия кружков

Совет школы

Май

День Победы

Клуб «Патриот»

Модель плана по видам деятельности (пример)

Формирование коллектива

Организация деятельности

Дата

Само-управле-ние

Влияние на меж-личност-ные от-ношения

Традиции коллекти-ва

Познава-тельная

Трудовая

Художе-ственная

Ценност-но-ориенти-рованная

Оздоро-вительная

Общение

Общест-венно по-лезная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель календарного плана работы старшего вожатого на месяц (пример)

Понедельник

1.
11.00       5-7 кл.
13.00       8 кл.
Заседание штаба
«Досуг»

8.
Работа с методической литературой
12.00     3а кл. Беседа  «Символы и ритуалы в ДО»
Совещание в ОРД

15.
11.00   5-7 кл. Заседание
13.00   8 кл. штаба «Досуг»
15.00   Подготовка команды к «Спарте»
Разработка сценария ритуала приема в  организацию

22.
10.00   МО кл. рук. 5-8 кл.
Подготовка и оформление наглядного и дидактического материала к конкурсу «Ты да я, да мы с…»

29.
11.00    5-7 кл. Заседание
13.00    8 кл. штаба «Досуг»
Подбор материалов в папку «В помощь классному руководителю»

Вторник

2.
15.00    Посещение мероприятия 8-а класса
Подбор и оформление материала в папку «Тебе, организатор»

9.
10.00   Семинар в …

16.
12.00   3-а кл. Беседа «Летная  книжка …»
13.00   Подготовка команды к Спарте
Подготовка к ритуалу приема в ДО

23.
14.00   Посещение открытого мероприятия в шк. №. ____
Оформление а/з к конкурсу «Ты да я, да мы с тобой»

30.
13.00  Консультация для классного руководителя 7-в кл.
Оформление стенда «Наши дела»

Среда

3.
14.00  Заседание совета старшеклассников
Корректировка тематического плана
Заседание штаба «Печать»

10.
13.00    Подготовка команды к «Спарте»
Разработка сценария выступления команды на спартианском турнире

17.
14.00   Заседание совета старшеклассников
15.00   Подготовка команды к «Спарте»
Подготовка материалов к конкурсу «Ты да я…»

24.
12.00   5 кл. Конкурс
14.00   8 кл. «Ты да я, да мы с тобой»
Оформление картотеки игр

31.
14.00   Заседание совета старшеклассников
15.00  Посещение классного часа 7-в кл.
Подготовка материалов к классному часу «Магазин идей»

Четверг

4.
13.00  Заседание штаба «Печать»
Разработка анкеты для …

11.
12.00   Заседание штаба «Печать»
Разработка сценария конкурса «Ты да я, да мы с тобой»

18.
11.00    Участие в городском спартианском турнире

25.
12.00  6 кл. Конкурс «Ты да я, да мы с тобой»
Планирование работы на следующий месяц

 

Пятница

5.
10.00   Анкетирование …
12.00   Заседание совета СДГО
Посещение кл. часа 5-в кл.

12.
13.00  Консультация по подготовке к конкурсу «Ты да я, да мы с тобой»
Разработка сценария «Ты да я…», оформление положения о конкурсе

19.
12.00   Ритуал приема в ДО
Посещение ДТДМ с целью личной консультации

26.
12.00  Конкурс «Ты да я, да мы с тобой»
Составление справки  по итогам проведения конкурса «Ты да я…» (анализ)

 

Коллективное планирование

Особое место в системе планирования   работы с детско-подростковыми коллективами занимают планы первичных коллективов: классов, отрядов, экипажей и т.д. Здесь вожатый выступает помощником классных руководителей или непосредственно сам организует работу детского коллектива по составлению плана. Эта работа получила название «коллективного планирования».

Страница создана за 0.119 секунды

Powered by Seditio
Design by Sharp_Tooched