Поиск
Авторизация
Основной жизнедеятельности школы, любого детского общественного объединения являются программы их деятельности.
Длячего нужна программа общественного объединения? Программа - это средство борьбы против стихийности. Программу можно сравнивать с компасом или картой, которые помогают выбрать правильный маршрут во время путешествия, а если местность незнакомая и вы без компаса и карты, то потребуется значительно больше времени и усилий, чтобы добраться до нужного места. Таким образом, программа нужна для того, чтобы получить максимально полезный и положительный результат при минимально необходимых затратах.
Учитывая то, что программируется деятельность общественного объединения, а не только деятельность руководителя, программа помогает всем участникам осознать цель совместной работы, осознать, чего от них ждут, и скоординировать совместные усилия.
Приступая к работе в школе, в детском общественном объединении, старший вожатый должен:
- обязательно познакомиться с существующими программами: федеральными, региональными, школьными, отдельных объединений;
- использовать нужное в своем личном программировании и планировании работы по мере возможности;
- составить свою собственную авторскую программу или с учётом особенностей МОУ переработать, адаптировать «под себя» готовую программу.
Знакомьтесь, кто не знает:
- международные ДО (Федерация Детских организаций СНГ) «Игра – дело серьезное», «Золотая игла», «Детский Орден Милосердия», «Древо жизни», «Мой голос», т.п. (см. «Разноцветный мир детства», М., Академия, 1999 г.);
- федеральные (Федерация детских организаций «Юная Россия»); «Четыре плюс три», «Возрождение», «Я сам» и др.;
- региональные (Союз детских и подростковых организаций Республики Марий Эл «Эр вий-Юная сила», зарегистрирован Министерством юстиции РМЭ 10.11.1999г., рег.№3),
- местные (Союз детских и подростковых объединений г. Йошкар-Олы «Радуга» создан в 1992г.), а также школьные (офиц. незарегистрированные!) детские объединения: РВО «Встречный» создан в 1990г. на базе МОУ с. Семёновка, детская общественная организация «Пионерская дружина «Стела» создана в 1994г. на базе МОУ «Гимназия №14» и др..
Программа деятельности ДО следует следующим требованиям:
- соответствует уставу школы, объединения (отражает специфику учебного заведения и ДО, своеобразие содержания, направлений, форм и методов его деятельности, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем);
- носит развивающе - образовательный характер;
- соответствует возможностям и возрастным особенностям членов объединения (должна быть выполнимой, оптимальной для потенциала конкретного школьного объединения, а также, нацеленной, ориентированной на решение наиболее важных для ДО проблем);.
- выступает своеобразной моделью или проектом развития коллектива, может состоять из отдельных компонентов: направлений, подпроектов, ступеней, ориентиров, маршрутов, тропинок и т.п.;
- определена по времени реализации: долгосрочная или краткосрочная, может быть поэтапной (ступени);
- рекомендует в системе своих познавательных, активных коллективных и индивидуально-творческих делах и заданиях заботу об окружающих, реально полезные и общественно значимые дела.
Виды программ:
по продолжительности: |
долгосрочные (не менее 2 лет); |
среднесрочные (от 1 года до 2 лет); |
|
кратковременные (от месяца до года). |
|
по направленности работы: |
профильные (лагеря, клубы: 1 направление работы); |
комплексные (включающие в себя 2-3 и более направлений работы). |
|
авторские; |
|
адаптированные (переработанные «под себя»). |
|
Критерии эффективности программы:
1. Воспитательно-образовательные:
- охват программой детей;
- динамика показателей уровня развития детей;
- количество детей, прекративших участие в реализации программы.
2. Социально-экономические:
- состояние здоровья детей и взрослых;
- показатели социальной адаптации (успеваемость, активность и т.п.);
- психологический комфорт участников Детского Объединения;
- популярность Детских Объединений в глазах детей и взрослых;
- количество заработанных и полученных средств.
Структура программы детского общественного объединения:
Введение или объяснительная записка.
Обосновывается: почему составили данную программу, ее актуальность (именно для данной школы) и значимость. Необходимо проанализировать социально-педагогические условия, которые сложились в школе или микрорайоне на момент создания программы. Здесь же указывается точный адрес программы, т.е. кому она предназначается (какому возврату, социальной группе детей). Во введении объясняется название программы, ее основные идеи и принципы построения, основные знания и умения, приобретаемые в ходе реализации программы.
Пример обоснования: В программе «Команда» принимают участие и активно работают ребята от тринадцати лет и старше. Этот период подросткового и юношеского возраста является наиболее сложным критическим, но, в то же время, и наиболее интересным в процессе становления и развития личности, именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто трудно понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги.
Цели и задачи.
В этом разделе указывается основная цель программы и задачи, которые уточняют конкретную и основную цель.
Цель деятельности Детского Объединения - это конкретный образ предполагаемого (ожидаемого) результата, который ДО может реально достичь к определенному моменту времени.
Важно дифференцировать понятия «цель» и «задача». Задача - это конкретизация цели, шаг на пути ее достижения. Сформулировать задачу - значит указать конкретный результат, который предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности Детского Объединения на определенном этапе работы.
Пример: программа «Лидер»:
Цель - оказать влияние на формирование характеров, мировоззрения, самостоятельности молодых людей; способствовать развитию личности, формированию навыков цивилизованного общения, лидерства и партнерства, а также активного и ответственного подхода к жизни...
Задачи:
1. Развивает индивидуальные лидерские навыки, необходимые для лучшей адаптации подростка в обществе, его социализации и личностного развития.
2. Дает практику общения молодых людей в демократической среде и помогает в создании собственного малого социума. При этом расширяются личные контакты ребят, они находят новых друзей.
3. Создает предпосылки для возникновения среды деловых цивилизованных людей в российском обществе».
Целями детской организации, по мнению разных авторов, могут быть:
- защита права детей на гражданское достоинство,
- защита права детей на труд,
- защита права детей на социальное творчество,
- защита права на свободный выбор занятий,
- защита права на отдых
(Л.С. Навагина)
- реализация естественных потребностей детей и подростков в деятельности, познании, общении, самоутверждении,
- психологическая защита,
- воспитание навыков коллективного взаимодействия, развитие умений, обеспечивающих успех в самореализации,
- ориентация детей в системе социальных, нравственных, политических ценностей.
(Г.М. Иващенко)
- включение детей и подростков в жизнь общества, изменение своего положения в обществе, «самостроительство гражданского «Я»
(Л.В. Кузнецова)
- соединение условий для социализации и самореализации личности в коллективе и через коллектив.
(Р.В.Соколов)
- изменение самого себя, своего отношения к государству и обществу, своего статуса в нем.
Добиться результата в каком-нибудь деле можно, если точно знаешь, чего именно хочешь добиться!!!
Содержание программы детского объединения.
Подробное описание форм и методов работы, с помощью которых реализуются цели и задачи. Тематика направлений ( подпроектов, ступеней, тропинок, маршрутов, разделов и т.п.), целевая сущность направлений; примерные виды деятельности по направлениям; особенности работы по разделам (направлениям), позиция руководителей.
Формы работы:
• мероприятие - это событие, ситуация, занятие, организуемое педагогом или кем-либо для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
• дело - важное событие, осуществляемое и организуемое членами Детского
Объединения на пользу и радость кому-либо, в том числе и себе.
• игра - это воображаемая или условная деятельность, целенаправленно
организуемая среди детей для их отдыха, развлечения и обучения.
Список методической и иной литературы, используемой при разработке программы.
Принципы, заложенные в содержание деятельности ДО:
- гармонизация общечеловеческих ценностей,
- самореализация ребенком своего «я»,
- развитие во взаимодействии с окружающим миром (Р.А. Литвак)
- субъектная значимость общественной жизни,
- гармонизация взаимоотношений личности и общества,
- гуманистическая направленность,
- оптимистическая перспектива,
- социально-педагогический динамизм,
- возрастная ориентация и индивидуализация, (учет возрастных и индивидуальных особенностей) (Е.А. Дмитриенко),
- демократизация, гуманизация, сотрудничество, дефферентация, индивидуализация, самодеятельность (Т. Г. Калугина).
План реализации.
Описание системы действий (что необходимо сделать, с кем встретиться) по воплощению в жизнь идей программы; перечень разделов и направлений работы; разбивка на виды деятельности по срокам реализации.
Предполагаемый результат.
Результаты вытекают из цели и должны быть конкретными (какие умения и навыки должны приобрести члены детского общественного объединения) и реальными.
В этом разделе указываются предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. По сути, главным результатом деятельности любого Детского Объединения является развитие ребенка и детского сообщества. Показателем этого развития (новые знания, умения, навыки и т.д.) и должны стать результаты деятельности ДО.
Пример: «Участвуя в программе, подростки обретают: желание работать для себя и общества, веру в свои силы, необходимые для воплощения своих идей, находят среду, в которой их поймут и поддержат, и практически включаются в работу по преобразованию нашего общества...»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Содержание системных программ деятельности детских организаций
Программа по работе с добровольцами «Сами»
Постановка проблемы:
Члены детских организаций, вступая в «старшеклассный» возраст, как правило, теряют связь со своей детской организацией. Многие школьники 9-11х классов хотят заниматься работой в качестве волонтеров, разрабатывать свои проекты, реализовывать их, помогать развивать детские организации.
Цель программы:
Поддержка и развитие добровольческих инициатив старшеклассников - членов школьных общественных организаций
Задачи, решаемые программой:
Развитие программ и проектов добровольчества.
Поддержка детских и подростковых социально значимых инициатив
Ожидаемый результат реализации программы:
Старшеклассники-волонтеры, умеющие работать в детских организациях
Программа лидерского направления «Команда»
Постановка проблемы:
Дети хотят единения, хотят жить в “дружном коллективе” и очень остро переживают, если их коллектив таковым не является. Хотят иметь свою организацию. Им интересно иметь и создавать свою символику и атрибутику, близкую и понятную им самим.
Дети испытывают потребность (обусловленную возрастными особенностями) в принадлежности к конкретной социальной общности, организации, потребность в признании и самореализации. Они хотят быть взрослыми и самостоятельными, хотят быть уважаемыми и полезными взрослым и бывают беззаветно преданы тем, кто им такие возможности предоставляет. Но при этом даже самое очевидно полезное и нужное дело они не хотят делать по указке и под нажимом взрослых.
И может случиться так (да ведь и случается, к сожалению, довольно часто), что пройдут школьные годы, а ребята так и не почувствуют вкуса и радости социального творчества, не научатся переживать ответственность за общее дело, не узнают, что это значит - действовать по собственному почину. Ведь многие из них лишь формально участвуют в коллективной жизни. Сидят на сборах, собраниях и других мероприятиях, но не по своему личному побуждению или потребности, а потому что этого хотят и требуют взрослые. Решить проблему социального творчества, мы полагаем можно через создание коллектива, группы, команды творчески мыслящих ребят, желающих решать свои проблемы.
Цель программы:
Создание команд лидеров, способных творчески мыслить, творчески решать проблемы на уровне школы, района, области, детской организации.
Задачи, решаемые программой:
Вовлечение детей и подростков в деятельность детских общественных организаций.
Поддержка лидеров детских организаций и развитие кадрового потенциала детского движения Оренбургской области.
Ожидаемый результат реализации программы:
Сеть команд на территории Оренбургской области, способных обмениваться информацией по формам и методам решения проблем.
Банк форм и методов эффективного взаимодействия взрослых и детей в объединениях.
Лидеры детских организаций, способные вести за собой и организовать созидательную деятельность.
Программа эколого-туристического направления «Зеленый щит»
Постановка проблемы:
Недостаточность экологического образования личности.
Неспособность и нежелание решать подростками конкретных реальных экологических проблем.
Цели программы:
- Развитие экологической культуры.
- Решение экологических проблем
Задачи, решаемые программой:
Поддержка детских и подростковых социально значимых инициатив, в том числе в сфере решения экологических проблем.
Ожидаемый результат реализации программы:
Дети и подростки – члены детских организаций, являющиеся носителями экологической культуры и способные эффективно решать экологические проблемы.
Программа семейного направления «Аленький цветочек»
Постановка проблемы:
Основной причиной, ведущей к появлению трудностей в поведении ребенка, психологи считают несовершенство взаимоотношений в семье.
Дети, способные к сочувствию растут в семьях, где родители тепло относятся к ним, предоставляют им определенную независимость.
Дети любящих и демократичных родителей умеют сотрудничать, отличаются общительностью, эмоциональной устойчивостью.
Цель программы:
Формирование у детей и подростков положительного отношения к семье как к социально-значимой ячейке общества.
Задачи, решаемые программой:
Формирование у детей и подростков положительного отношения к семье как к социально-значимой ячейке общества.
Развитие модели работы с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Ожидаемый результат реализации программы:
Дети – члены детских организаций, пропагандирующие положительное отношение к семье.
Банк апробированных моделей работы с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Программа журналистского направления «Свой голос»
Постановка проблемы:
Существующие объединения юных журналистов, как правило, не общаются между собой.
Отсутствует единое детско-информационное пространство начинающих журналистов.
Цели программы:
Формирование социальной активности подростков через включение в различные формы журналистской деятельности. Содействие развитию журналистики. Поддержка объединений юных журналистов как составной части детского движения.
Задачи, решаемые программой:
Содействие развитию журналистики.
Поддержка объединений юных журналистов как составной части детского движения.
Ожидаемый результат реализации программы:
Социально-активные подростки, включенные в различные формы журналистской деятельности. Система объединений юных журналистов как составной части детского движения.
Программа здорового образа жизни «Будем здоровы!»
Постановка проблемы:
Серьезными причинами распространения пьянства и ранней наркотизации молодого поколения является отсутствие культуры, духовных и трудовых творческих интересов, отсутствие антиалкогольного воспитания.
Цель программы:
Пропаганда здорового образа жизни
Задачи, решаемые программой:
Пропаганда здорового образа жизни.
Ожидаемый результат реализации программы:
Личности, эффективно пропагандирующие здоровый образ жизни.
Программа «Это наше право!»
Постановка проблемы:
Незнание детьми и подростками своих прав.
Пассивность в отстаивании своих прав.
Цель программы:
Подготовка команд волонтеров из числа старшеклассников, способных проводить миссионерскую работу по пропаганде прав детей по технологии «равный-равному».
Задачи, решаемые программой:
Правовое просвещение детей и подростков, защита, представление и содействие в реализации прав детей и подростков.
Ожидаемый результат реализации программы:
Волонтеры, способные и желающие работать по пропаганде прав детей по технологии «равный-равному».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Возможные «блоки», разделы программы деятельности детского объединения:
- Кто мы? Наша цель.
- Что нас объединяет?
- Наши заповеди, девизы, правила, законы.
- У каждого есть право.
- Наши обязанности, твой долг.
- Кто наша смена?
- Кто нами руководит?
- Кто нам может помочь?
- Мы сотрудничаем.
- Кто нас будет ждать?
- Чем мы будем отличаться от других? (внешний вид эмблемы, значки, шевроны, символы).
- Как о нас узнают другие?
Примерное содержание работы:
(в виде целей, задач, чему учиться, что делать):
- Мы проведем
- Организуем
- Создадим
- Примем участие
- Что мы будем искать
- Как мы будем вместе проводить свободное время
- Наши заповеди, правила, девизы
- Основные ценностные ориентиры
- Главные приоритеты
Что будет в результате?
1 ориентир – познавательный: что ребенок узнал для себя нового?
2 ориентир – организаторский: что организовал интересного для окружающих (сам, с помощью учителей, взрослых, родителей, товарищей)?
3 ориентир – эмоционально-творческий: чему удивился? Что поразило? Что привлекло в жизни объединения как прекрасное, незабываемое?
4 ориентир – практический: что сделал, построил, оформил для себя, школы, объединения?
5 ориентир – рационализаторско-изобретательский: что изобрел, сконструировал.
предложил для людей (школы, дома, объединения)?