Программы

Авторизация









Регистрация
Вспомнить пароль

Основной жизнедеятельности школы, любого детского общественного объединения являются программы их деятельности.
Длячего нужна программа общественного объединения? Программа - это средство борьбы против стихийности. Программу можно сравнивать с компасом или картой, которые помогают выбрать правильный маршрут во время путешествия, а если местность незнакомая и вы без компаса и карты, то потребуется значительно больше времени и усилий, чтобы добраться до нужного места. Таким образом, программа нужна для того, чтобы получить максимально полезный и положительный результат при минимально необходимых затратах.

Учитывая то, что программируется деятельность общественного объединения, а не только деятельность руководителя, программа помогает всем участникам осознать цель совместной работы, осознать, чего от них ждут, и скоординировать совместные усилия.

Приступая к работе в школе, в детском общественном объединении, старший вожатый должен:

  •  обязательно познакомиться с существующими программами:  федеральными, региональными, школьными, отдельных объединений;
  •  использовать нужное в своем личном программировании и планировании работы по мере возможности;
  •  составить свою собственную авторскую программу или с учётом  особенностей МОУ переработать, адаптировать «под себя» готовую программу.

                                                                                                 
Знакомьтесь, кто не знает:

  •  международные ДО (Федерация Детских организаций СНГ) «Игра – дело серьезное», «Золотая игла», «Детский Орден Милосердия», «Древо жизни», «Мой голос», т.п. (см. «Разноцветный мир детства», М., Академия, 1999 г.);
  • федеральные (Федерация детских организаций «Юная Россия»); «Четыре плюс три», «Возрождение», «Я сам» и др.;
  •   региональные (Союз детских и подростковых организаций Республики Марий Эл «Эр вий-Юная сила», зарегистрирован Министерством юстиции РМЭ 10.11.1999г., рег.№3),
  •  местные (Союз детских и подростковых объединений г. Йошкар-Олы «Радуга» создан в 1992г.), а также  школьные (офиц. незарегистрированные!) детские объединения:  РВО «Встречный» создан в 1990г. на базе МОУ с. Семёновка, детская общественная организация «Пионерская дружина «Стела» создана в 1994г. на базе МОУ «Гимназия №14» и др..

 

Программа деятельности ДО следует следующим требованиям:

  • соответствует уставу школы, объединения (отражает специфику  учебного заведения и ДО, своеобразие содержания, направлений, форм и методов его деятельности, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем);
  • носит развивающе - образовательный характер;
  • соответствует возможностям и возрастным особенностям членов объединения (должна быть выполнимой, оптимальной для потенциала конкретного школьного объединения, а также, нацеленной, ориентированной на решение наиболее важных для ДО проблем);.
  • выступает своеобразной моделью или проектом развития коллектива, может состоять из отдельных компонентов: направлений, подпроектов, ступеней, ориентиров, маршрутов, тропинок и т.п.;
  • определена по времени реализации: долгосрочная или краткосрочная, может быть поэтапной (ступени);
  • рекомендует в системе своих познавательных, активных коллективных и индивидуально-творческих делах и заданиях заботу об окружающих, реально полезные и общественно значимые дела.

 

Виды программ:

по продолжительности:    

долгосрочные (не менее 2 лет);

среднесрочные (от 1 года до 2 лет);

кратковременные (от месяца до года).

по направленности работы:          

профильные (лагеря, клубы: 1 направление работы);

комплексные (включающие в себя 2-3 и более      направлений     работы).

авторские;

 

адаптированные (переработанные «под себя»).

 

Критерии эффективности программы:
1.    Воспитательно-образовательные:

  • охват программой детей;
  • динамика показателей уровня развития детей;
  • количество детей, прекративших участие в реализации программы.

2.    Социально-экономические:

  • состояние здоровья детей и взрослых;
  • показатели социальной адаптации (успеваемость, активность и т.п.);
  • психологический комфорт участников Детского Объединения;
  • популярность Детских Объединений в глазах детей и взрослых;
  • количество заработанных и полученных средств.

 

 

Структура программы детского общественного объединения:

Введение или объяснительная записка.

Обосновывается: почему составили данную программу, ее актуальность (именно для данной школы) и значимость. Необходимо проанализировать социально-педагогические условия, которые сложились в школе или микрорайоне на момент создания программы. Здесь же указывается точный адрес программы, т.е. кому она предназначается (какому возврату, социальной группе детей). Во введении объясняется название программы, ее основные идеи и принципы построения, основные знания и умения, приобретаемые в ходе реализации программы.

Пример обоснования: В программе «Команда» принимают участие и активно работают ребята от тринадцати лет и старше. Этот период подросткового и юношеского возраста является наиболее сложным критическим, но, в то же время, и наиболее интересным в процессе становления и развития личности, именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто трудно понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги.

Цели и задачи.
В этом разделе указывается основная цель программы и задачи, которые уточняют конкретную и основную цель.
Цель деятельности Детского Объединения - это конкретный образ предполагаемого (ожидаемого) результата, который ДО может реально достичь к определенному моменту времени.
Важно дифференцировать понятия «цель» и «задача». Задача - это  конкретизация цели, шаг на пути ее достижения. Сформулировать задачу - значит указать конкретный результат, который предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности Детского Объединения на определенном этапе работы.                                                                                            

Пример: программа «Лидер»:

Цель - оказать влияние на формирование характеров, мировоззрения, самостоятельности молодых людей; способствовать развитию личности, формированию навыков цивилизованного общения, лидерства и партнерства, а также активного и ответственного подхода к жизни...

Задачи:
1.    Развивает индивидуальные лидерские навыки, необходимые для лучшей адаптации подростка в обществе, его социализации и личностного развития.
2.    Дает практику общения молодых людей в демократической среде и помогает в создании собственного малого социума. При этом расширяются личные контакты ребят, они находят новых друзей.
3.    Создает предпосылки для возникновения среды деловых цивилизованных людей в российском обществе».

 

Целями детской организации, по мнению разных авторов, могут быть:

  • защита права детей на гражданское достоинство,
  • защита права детей на труд,
  • защита права детей на социальное творчество,
  • защита права на свободный выбор занятий,
  • защита права на отдых

(Л.С. Навагина)

  • реализация естественных потребностей детей и подростков в деятельности, познании, общении, самоутверждении,
  • психологическая защита,
  • воспитание навыков коллективного взаимодействия, развитие умений, обеспечивающих успех в самореализации,
  • ориентация детей в системе социальных, нравственных, политических ценностей.

(Г.М. Иващенко)

  • включение детей и подростков в жизнь общества, изменение своего положения в обществе, «самостроительство гражданского «Я»

(Л.В. Кузнецова)

  • соединение условий для социализации и самореализации личности в коллективе и через коллектив.

(Р.В.Соколов)

  • изменение самого себя, своего отношения к государству и обществу, своего статуса в нем.

Добиться результата в каком-нибудь деле можно, если точно знаешь, чего именно хочешь добиться!!!

 

Содержание программы детского  объединения.
Подробное описание форм и методов работы, с помощью которых реализуются цели и задачи. Тематика направлений ( подпроектов, ступеней, тропинок, маршрутов, разделов и т.п.), целевая  сущность направлений; примерные  виды деятельности по направлениям; особенности работы по разделам (направлениям), позиция руководителей.

Формы  работы:
•  мероприятие - это событие, ситуация, занятие, организуемое педагогом или кем-либо для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
•  дело - важное событие, осуществляемое и организуемое членами Детского    
Объединения на пользу и радость кому-либо, в том числе и себе.
•  игра - это воображаемая или условная деятельность, целенаправленно 
организуемая среди детей для их отдыха, развлечения и обучения.
 
Список методической и иной литературы, используемой при разработке программы.
 

 

Принципы, заложенные в содержание деятельности ДО:

  • гармонизация общечеловеческих ценностей,
  • самореализация ребенком своего «я»,
  • развитие во взаимодействии с окружающим миром (Р.А. Литвак)
  • субъектная значимость общественной жизни,
  • гармонизация взаимоотношений личности и общества,
  • гуманистическая направленность,
  • оптимистическая перспектива,
  • социально-педагогический динамизм,
  • возрастная ориентация и индивидуализация, (учет возрастных и индивидуальных особенностей) (Е.А. Дмитриенко),
  • демократизация,  гуманизация, сотрудничество, дефферентация, индивидуализация, самодеятельность (Т. Г. Калугина).

 

План реализации.
Описание системы действий (что необходимо сделать, с кем встретиться) по воплощению в жизнь  идей программы; перечень разделов и направлений работы; разбивка на виды деятельности по срокам реализации.

Предполагаемый результат.

Результаты вытекают из цели и должны быть конкретными (какие умения и навыки должны приобрести члены детского общественного объединения) и реальными.
В этом разделе указываются предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. По сути, главным результатом деятельности любого Детского Объединения является развитие ребенка и детского сообщества. Показателем этого развития (новые знания, умения, навыки и т.д.) и должны стать результаты деятельности ДО.
Пример: «Участвуя в программе, подростки обретают: желание работать для себя и общества, веру в свои силы, необходимые для воплощения своих идей, находят среду, в которой их поймут и поддержат, и практически включаются в работу по преобразованию нашего общества...»
                                  

ПРИЛОЖЕНИЕ

Содержание системных программ деятельности детских организаций

Программа по работе с добровольцами «Сами»

Постановка проблемы:

Члены детских организаций, вступая в «старшеклассный» возраст, как правило, теряют связь со своей детской организацией. Многие школьники 9-11х классов хотят заниматься работой в качестве волонтеров, разрабатывать свои проекты, реализовывать их, помогать развивать детские организации.

Цель программы:
Поддержка и развитие добровольческих инициатив старшеклассников - членов школьных общественных организаций

Задачи, решаемые программой:

Развитие программ и проектов добровольчества.
Поддержка детских и подростковых социально значимых инициатив

Ожидаемый результат реализации программы:

Старшеклассники-волонтеры, умеющие работать в детских организациях

 

Программа лидерского направления «Команда»

Постановка проблемы:

Дети хотят единения, хотят жить в “дружном  коллективе” и очень остро переживают, если их коллектив таковым не является. Хотят иметь свою организацию. Им интересно иметь и создавать свою символику и атрибутику, близкую и понятную им самим.
Дети  испытывают потребность (обусловленную возрастными особенностями) в принадлежности к конкретной социальной общности, организации, потребность в признании и самореализации. Они хотят быть взрослыми и самостоятельными, хотят быть уважаемыми и  полезными взрослым и бывают беззаветно преданы тем, кто им такие возможности предоставляет. Но при этом даже самое очевидно полезное и нужное дело они не  хотят делать по указке и под нажимом взрослых.
И может случиться так (да ведь и случается, к сожалению, довольно часто), что пройдут школьные годы, а ребята так и не почувствуют вкуса и радости  социального творчества, не научатся переживать ответственность за общее дело, не узнают, что это значит - действовать по собственному почину. Ведь многие из  них лишь формально участвуют в коллективной жизни. Сидят на сборах,  собраниях и других мероприятиях, но не по своему личному побуждению или потребности,  а потому что этого хотят и требуют взрослые. Решить проблему социального творчества, мы полагаем можно через создание коллектива, группы, команды творчески мыслящих ребят, желающих решать свои проблемы.

Цель программы:
Создание команд лидеров, способных творчески мыслить, творчески решать проблемы на уровне школы, района, области, детской организации.

Задачи, решаемые программой:

Вовлечение детей и подростков в деятельность детских общественных организаций.
Поддержка лидеров детских организаций и развитие кадрового потенциала детского движения Оренбургской области.

Ожидаемый результат реализации программы:

Сеть команд на территории Оренбургской области, способных обмениваться информацией по формам и методам решения проблем.
Банк форм и методов эффективного взаимодействия взрослых и детей в объединениях.
Лидеры детских организаций, способные вести за собой и организовать созидательную деятельность.

Программа эколого-туристического направления «Зеленый щит»

Постановка проблемы:

Недостаточность экологического образования личности.
Неспособность и нежелание решать подростками конкретных реальных экологических проблем.

Цели программы:

  • Развитие экологической культуры.
  • Решение экологических проблем

Задачи, решаемые программой:
Поддержка детских и подростковых социально значимых инициатив, в том числе в сфере решения экологических проблем.

Ожидаемый результат реализации программы:

Дети и подростки – члены детских организаций, являющиеся носителями экологической культуры и способные эффективно решать экологические проблемы.

Программа семейного направления «Аленький цветочек»

Постановка проблемы:

Основной причиной, ведущей к появлению трудностей в поведении ребенка, психологи считают несовершенство взаимоотношений в семье.
Дети, способные к сочувствию растут в семьях, где родители тепло относятся к ним, предоставляют им определенную независимость.
Дети любящих и демократичных родителей умеют сотрудничать, отличаются общительностью, эмоциональной устойчивостью.

Цель программы:

Формирование у детей и подростков положительного отношения к семье как к социально-значимой ячейке общества.

Задачи, решаемые программой:

Формирование у детей и подростков положительного отношения к семье как к социально-значимой ячейке общества.
Развитие модели работы с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Ожидаемый результат реализации программы:

Дети – члены детских организаций, пропагандирующие положительное отношение к семье.
Банк апробированных моделей работы с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.

 

Программа журналистского направления «Свой голос»

Постановка проблемы:

Существующие объединения юных журналистов, как правило, не общаются между собой.
Отсутствует единое детско-информационное пространство начинающих журналистов. 

Цели программы:

Формирование социальной активности подростков через включение в различные формы журналистской деятельности.  Содействие развитию журналистики.  Поддержка объединений юных журналистов как составной части детского движения.

Задачи, решаемые программой:

Содействие развитию журналистики.
Поддержка объединений юных журналистов как составной части детского движения.

Ожидаемый результат реализации программы:

Социально-активные подростки, включенные в различные формы журналистской деятельности. Система объединений юных журналистов как составной части детского движения.

Программа здорового образа жизни «Будем здоровы!»

Постановка проблемы:

Серьезными причинами распространения пьянства и ранней наркотизации молодого поколения является отсутствие культуры, духовных и трудовых творческих интересов, отсутствие антиалкогольного воспитания.

Цель программы:

Пропаганда здорового образа жизни

Задачи, решаемые программой:

Пропаганда здорового образа жизни.

Ожидаемый результат реализации программы:

Личности, эффективно пропагандирующие здоровый образ жизни.

 

Программа «Это наше право!»

Постановка проблемы:
Незнание детьми и подростками своих прав.
Пассивность в отстаивании своих прав.

Цель программы:
Подготовка команд волонтеров из числа старшеклассников, способных проводить миссионерскую работу по пропаганде прав детей по технологии «равный-равному».

Задачи, решаемые программой:
Правовое просвещение детей и подростков, защита, представление и содействие в реализации прав детей и подростков.

Ожидаемый результат реализации программы:
Волонтеры, способные и желающие работать по пропаганде прав детей по технологии «равный-равному».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Возможные «блоки»,  разделы программы деятельности детского объединения:

  • Кто мы? Наша цель.
  • Что нас объединяет?
  • Наши заповеди, девизы, правила, законы.
  • У каждого есть право.
  • Наши обязанности, твой долг.
  • Кто наша смена?
  • Кто нами руководит?
  • Кто нам может помочь?
  • Мы сотрудничаем.
  • Кто нас будет ждать?
  • Чем мы будем отличаться от других? (внешний вид эмблемы, значки, шевроны, символы).
  • Как о нас узнают другие?

 

Примерное содержание работы:

(в виде целей, задач, чему учиться, что делать):

  • Мы проведем
  • Организуем
  • Создадим
  • Примем участие
  • Что мы будем искать
  • Как мы будем вместе проводить свободное время
  • Наши заповеди, правила, девизы
  • Основные ценностные ориентиры
  • Главные приоритеты

Что будет в результате?

1 ориентирпознавательный: что ребенок узнал для себя нового?
2 ориентирорганизаторский: что организовал интересного  для окружающих      (сам, с помощью учителей, взрослых, родителей, товарищей)?
3 ориентирэмоционально-творческий: чему удивился? Что поразило? Что привлекло в жизни объединения как прекрасное, незабываемое?
4 ориентирпрактический: что сделал, построил, оформил для себя, школы, объединения?
5 ориентиррационализаторско-изобретательский: что изобрел, сконструировал.
предложил для людей (школы, дома, объединения)?

Страница создана за 0.071 секунды

Powered by Seditio
Design by Sharp_Tooched