Городской конкурс программ курсов по выбору предпрофильной подготовки и элективных курсов профильного обучения

Авторизация









Регистрация
Вспомнить пароль

   П Р И К А З

от

27.03.2009

 

125

 

Об организации и  проведении городского конкурса
программ курсов по выбору предпрофильной подготовки и
элективных курсов профильного обучения

 

С целью создания городского банка сертифицированных элективных образовательных программ (ЭОП) предпрофильной и профильной подготовки, в целях стимулирования работников системы образования города Йошкар-Олы по разработке качественных программ курсов по выбору предпрофильной подготовки и элективных курсов профильного обучения, а также выявления и поддержки творческих инициатив к осуществлению качественного перехода муниципальных общеобразовательных учреждений к профильному обучению
п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить  положение о городском  конкурсе программ курсов по выбору    предпрофильной подготовки и элективных курсов профильного обучения  (положение прилагается).
2. Центру развития образования в рамках договора о научно-методическом сотрудничестве с Марийским государственным университетом,  провести городской конкурс программ курсов по выбору предпрофильной подготовки и элективных курсов профильного обучения.
3. Руководителям муниципальных общеобразовательных учреждений организовать  проведение конкурса в своих образовательных учреждениях и обеспечить участие программ победителей школьного этапа в городском конкурсе в соответствии с Положением.
4. Контроль за исполнением  данного приказа возложить на заместителя начальника управления образования А.В. Камелину.

 

           Начальник
управления образования                                                                       М.Я. Никитенко

 

 

 

        Утверждаю
Начальник управления образования
администрации городского округа
«Город Йошкар-Ола»
___________   М.Я.Никитенко
«____»__________ 2009 года

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о городском  конкурсе элективных образовательных программ  

 

Переход образовательных учреждений среднего (полного) общего образования г. Йошкар-Олы на базисный учебный план, реализующий Концепцию профильного обучения, обуславливает необходимость создания условий для выбора учащихся, которые еще не определились с направлением дальнейшего обучения и/ или профессиональной деятельности.
Создание информационного банка программ курсов по выбору и элективных курсов, разработанных работниками системы образования г. Йошкар-Олы должно  обеспечить содержание предпрофильной подготовки и профильного обучения с учетом особенностей обучения в Республике Марий Эл.
Сертифицированные ЭОП являются основой для создания учебно-дидактического комплекта, включающего собственно программу, учебные и контрольно-измерительные материалы, дидактическое и методическое сопровождение образовательной информации программы.

Общие положения
Настоящее положение определяет статус, цели и задачи городского конкурса программ курсов по выбору предпрофильной подготовки и элективных курсов профильного обучения (далее - Конкурс).
Организаторами Конкурса является управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» при поддержке Марийского государственного Университета.
Координацию деятельности по проведению Конкурса осуществляет оргкомитет. Оргкомитет формирует жюри Конкурса.

Цель и задачи Конкурса:
Конкурс проводится с целью стимулирования работников системы образования города по разработке качественных программ курсов по выбору предпрофильной подготовки и элективных курсов профильного обучения, а также выявления и поддержки творческих инициатив к осуществлению качественного перехода образовательных учреждений к профильному обучению.
Задачами Конкурса являются:
1) создание городского банка авторских (адаптированных) программ курсов по выбору предпрофильной подготовки и элективных курсов профильного обучения;
2) повышение профессионального уровня педагогов по проектированию элективных курсов;
3) организация апробации и внедрения курсов по выбору предпрофильной подготовки и элективных курсов профильного обучения.
4) издание по итогам Конкурса городского сборника авторских (адаптированных) программ курсов по выбору предпрофильной подготовки и элективных курсов профильного обучения.

Участники Конкурса
В   Конкурсе   могут   принимать  участие  работники  системы  образования
г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл.

Оргкомитет Конкурса осуществляет:

  • принятие решения о сроках проведении Конкурса;
  • разработку настоящего Положения о конкурсе и пакета документов по проведению Конкурса;
  • принятие решения о составе жюри и назначение председателя жюри;
  • проведение информационных мероприятий в рамках Конкурса согласно утвержденному плану;
  • координацию работы с информационными спонсорами Конкурса;
  • прием работ, присланных для участия в Конкурсе, проверку соответствия оформления и подачи работ согласно требованиям и условиям, предусмотренным настоящим Положением;
  • регистрацию работ;
  • передачу работ жюри;
  • координацию работы жюри во время проведения Конкурса;
  • организацию церемонии награждения победителей и призеров Конкурса.

Обязанности и права Оргкомитета:

  • создание равных условий для всех участников;
  • обеспечение гласности проведения Конкурса;
  • обеспечение анонимности работ при их оценке;
  • недопущение разглашения сведений о результатах ранее оговоренного срока;
  • отказ претенденту в участии на основании несоответствия работы требованиям Положения о конкурсе.

 

Ответственность Оргкомитета:
Оргкомитет несет ответственность:

  •  за соблюдение настоящего Положения, правил и процедур подготовки и проведения Конкурса;
  • за обеспечение объективности оценки работ (в т.ч. конфиденциальность конкурсных работ).

Процедура и сроки проведения Конкурса
I этап Конкурса  - школьный, рекомендуется провести с 15 апреля 2009 года по 15 июня 2009 года.
Порядок работы и состав школьной комиссии, а также набор необходимых документов устанавливаются школьным  органом управления.
На основании экспертизы представленных материалов школьные комиссии представляют Оргкомитету программы победителей школьного этапа.
Количество программ, направляемых на городской уровень, определяется школьными конкурсными комиссиями самостоятельно.
Школьные конкурсные комиссии несут ответственность за качество представляемых на городской  уровень программ.
II этап  Конкурса – городской, проводится с 17 августа 2009 года по 1 сентября 2009 года.
Для участия в конкурсе кандидат направляет в Оргкомитет следующие документы:

    • заявку на участие в Конкурсе до 17 августа 2009 года (форма № 1);
    • программу курса (курсов) по выбору предпрофильной подготовки и элективного курса (элективных курсов) профильного обучения, оформленную в соответствии с требованиями Конкурса (форма № 2).

Жюри Конкурса

Жюри Конкурса создается с целью анализа, отбора и оценки лучших работ, определения победителей в соответствии с Критериями оценки конкурсных работ согласно данного  Положения.
В задачи жюри Конкурса входит экспертиза материалов, предоставленных участниками, и определение победителей Конкурса.
Состав жюри утверждается Оргкомитетом Конкурса.
Членами жюри Конкурса не могут быть лица, участвующие в Конкурсе.

Критерии оценки программ курсов по выбору предпрофильной подготовки и элективных курсов профильного обучения:

  • соответствие основным принципам реализации концепции профильного обучения  г. Йошкар-Олы;
  • актуальность содержания для учащихся;
  • мотивационный потенциал программы;
  • развивающий потенциал программы;
  • здоровьесберегающий потенциал программы;
  • адекватность;
  • логичность изложения содержания программы;
  • ведущие методы обучения;
  • степень контролируемости;
  • адаптивность;
  • научность содержания программы;
  • соответствие требованиям к структуре и оформлению программы.

Все работы проверяются членами жюри и получают собственный оценочный балл в соответствии с утвержденными Критериями, в результате определяются победители.

Жюри Конкурса определяет победителей среди участников.

Победители Конкурса награждаются грамотами и дипломами управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».
Программы победителей и лауреатов Конкурса включаются в городской сборник программ элективных курсов.

 

 

 

Содержание

Приложение 1 - Заявка

Приложение 2 - Структура учебной программы

Приложение 3 - Лист экспертной оценки структуры

Приложение 4 - Лист экспертной оценки содержания

 

Приложение № 1

__________________________
«____» ____________ 200___г.
(Подпись руководителя
образовательного учреждения)

 

В Оргкомитет конкурса учебных программ курсов по выбору
предпрофильной подготовки и элективных курсов профильного обучения

 

ЗАЯВКА

Просим принять на конкурс программу курсов по выбору предпрофильной подготовки и элективного курса профильного обучения по теме
_______________________________________________________________________________________________________________________

Информация об авторе:

Фамилия, имя, отчество
__________________________________________________________________________________
(полностью)

Должность _____________________________________________________________________________

Название учреждения образования:

__________________________________________________________________________________

____________________________________________телефон_______________________________

 

Подпись автора________________

 

«____» _____________ 200_____г.

 

*******************************************************************************************************

Приложение  № 2

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Титульный лист.

    1.  Наименование учреждения-заявителя.

1.2 Название программы курсов по выбору предпрофильной подготовки
и элективных курсов профильного обучения.
1.3 Указание параллели, на которой изучается программа.
1.4 Номер протокола и дата утверждения программы на заседании педагогического совета (методического совета), городского методического объединения.
1.5 Сведения об авторе.


2. Пояснительная   записка.
2.1 Актуальность, т.е. нацеленность на решение выжных проблем (нет аналогов, не удовлетворяют существующие программы, анализ современных достижений накопленного опыта); обоснование необходимости программы (в чём привлекательность курса для учащихся, для учителей, для родителей, школьного сообщества в целом).
2.2 Место курса в образовательном процессе, т.е. взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области.
2.3 Цели и задачи программы (в терминах, понятных потребителю).
2.4 Обоснование отбора содержания, основанием для которого являются:
- цели общего образования (в рамках темы: цели предпрофильной подготовки);
- научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности;
-  исходный уровень подготовки обучающихся;
- психолого-педагогические закономерности обучения школьников.
2.4 Ожидаемые результаты работы и критерии их оценивания, т.е. контролируемость программы.
2.6 Категория обучающихся.
2.7 Общая характеристика учебного процесса: методы и формы работы, средства обучения.
2.8 Характеристика временных (объем программы в часах, продолжительность курса) и материальных ресурсов, необходимых для освоения курса.


3. Содержательная часть.
3.1 Учебно-тематический план.
- соответствие перечня разделов теме элективного курса;
- соответствие форм обучения целям и задачам элективного курса;
- последовательный перечень тем с их кратким содержанием (учебными элементами) и указанием времени, необходимого на их изучение.
3.2 Информационное обеспечение:
- перечень демонстраций, практических и лабораторных работ, экскурсий;
- внутрипредметные и межпредметные связи;
- перечень необходимого оборудования;
- перечень дидактических материалов (печатных, электронных, аудио-, видеоматериалов);
- список литературы для учащихся (основной и дополнительный);
- список литературы для учителя (основной и дополнительный).

Программа может содержать приложения, в которых педагог предлагает календарно-тематические планирование, дидактические материалы к учебным занятиям, электронные приложения. 

***********************************************************************************************

Приложение № 3

Лист экспертной оценки
структуры  элективной  образовательной  программы 

_____________________________________________________________________________
(наименование программы)


п/п

Показатели требований к программе

баллы
(0 -1 -2 - 3)

 

1. Пояснительная записка

1.1

Обоснование необходимости программы

 

1.2

Цели и задачи программы

 

1.3

Место курса в образовательном процессе

 

1.4

Обоснование отбора содержания

 

1.5

Требования к итоговому уровню подготовки обучающихся (ожидаемые результаты), контролируемость

 

1.6

Категория  обучающихся

 

1.7

Общая характеристика учебного процесса: методы и формы работы, средства обучения

 

1.8

Характеристика временных (объем программы в часах, продолжительность курса) и материальных ресурсов, необходимых для освоения курса

 

 

2.  Учебно-тематический план

2.1

соответствие перечня разделов программы теме элективного курса

 

2.2

соответствие форм обучения целям и задачам элективного курса

 

2.3

Последовательный перечень тем с их кратким содержанием (учебными элементами) и указанием времени, необходимого на их изучение

 

 

3. Учебно-методическое обеспечение

3.1

Перечень демонстраций, практических и лабораторных работ, экскурсий

 

3.2

Внутрипредметные и межпредметные связи

 

3.3

Перечень необходимого оборудования

 

3.4

Перечень дидактических материалов (печатных, электронных, аудио-, видеоматериалов)

 

3.5

Список литературы для учащихся (основной и дополнительный)

 

3.6

Список литературы для учителя (основной и дополнительный)

 

 

ИТОГОВАЯ экспертная оценка:
макс. 51 балл

 

примечание:

за соответствие программы каждому из перечисленных требований экспертом выставляются баллы:

0 –  не соответствует данному требованию;
1 –  частично соответствует данному требованию;
2 –  в основном соответствует данному требованию;
3 –  полностью соответствует данному требованию.

Экспертное заключение:

Программа ________________________ к опубликованию
рекомендована (не рекомендована)

 

Эксперт  _________                   Ф.И.О.                      «_____»  ______________ 200   г.

**************************************************************************

приложение № 4

Лист экспертной оценки
содержания  элективной  образовательной  программы 

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________
(наименование программы)


п/п

Показатели требований к программе

ранг

диапазон

баллы

1. Актуальность для учащихся

3

0 – 1

макс.15

1.1

 Соответствие способа развёртывания содержания учебного материала целям и задачам профильного (предпрофильного) обучения

 

 

 

1.2

Указание уровня изучения материала (повышенный, расширенный, углублённый)

 

 

 

1.3

Новизна содержания элективного курса

 

 

 

1.4

Оптимальное соотношение теоретических и практических форм обучения (в соответствии с уровнем)

 

 

 

1.5

Обоснование в программе форм обучения, наиболее адекватных целям и задачам профильного (предпрофильного) обучения

 

 

 

2. Мотивирующий потенциал программы

1

0 – 1

макс. 4

2.1

Активизация социального или познавательного мотивов

 

 

 

2.2

Повышение уровня познавательного интереса учащихся старших (или 9-х) классов

 

 

 

2.3

Самоопределение (уточнение) профиля обучения, профессионального выбора

 

 

 

2.4

Формирование у учащихся 10 – 11 – го (или 9 - го) классов ценностного отношения к собственному образованию

 

 

 

3. Развивающий потенциал программы

1

0 – 1

макс. 5

3.1

Формирование теоретического мышления

 

 

 

3.2

Формирование эмпирического мышления

 

 

 

3.3

Формирование абстрактного мышления

 

 

 

3.4

Формирование творческого мышления

 

 

 

3.5

Эмоционально – нравственное развитие

 

 

 

4. Здоровьесберегающий потенциал программы

1

0 – 1

макс. 2

4.1

Соответствие содержания обучения возрастным особенностям

 

 

 

4.2

Программа не создаёт учебных перегрузок обучающимся, её объём соответствует заявленному  времени

 

 

 

5. Адекватность содержания цели и задачам

3

0 – 2

макс. 18

5.1

Указание видов работ, которые будут выполнять учащиеся для подтверждения своей успешности в профильном образовании

 

 

 

5.2

Способствование выполнению целей и задач самоопределения и самореализации

 

 

 

5.3

Отражение заявленного уровня сложности в полной мере

 

 

 

6. Логичность изложения содержания программы

2

0 – 2

макс.12

6.1

Изложение материала в соответствии с законами формальной логики

 

 

 

6.2

Соответствие названия и содержания программы профильному направлению, на которое ориентирован элективный курс профильной (предпрофильной) подготовки

 

 

 

6.3

Хороший прогноз эффективности реализации программы при последовательном и системном освоении её содержания

 

 

 

7. Ведущие методы обучения

3

0 – 2

макс.12

7.1

Соответствие видов деятельности обучающихся на элективном курсе содержанию профильного (предпрофильного) образования

 

 

 

7.2

Использование активных и интерактивных методов обучения (указано соотношение)

 

 

 

8. Ожидаемые результаты

1

0 – 1

макс.  6

8.1

Выраженность критериев оценивания учебных достижений и их показателей

 

 

 

8.2

«Прозрачность» критериев и показателей для педагога и ученика (степень контролируемости)

 

 

 

8.3

Динамика интереса к курсу, к профильному образованию (есть ли измерители)

 

 

 

8.4

Адекватность форм отчётности об учебных достижениях целям профильной (предпрофильной) подготовки

 

 

 

8.5

Конкретное указание ожидаемых результатов обучения и методов их проверки

 

 

 

8.6

Описание возможности выявить пробелы в освоении содержания образования в любой момент обучения

 

 

 

9. Адаптивность  соответствия содержания программы категории обучающихся

2

0 – 1

макс.  8

9.1

Требованиям вариативности образования

 

 

 

9.2

Обеспеченность  ресурсами

 

 

 

9.3

Возможность использования программы (или её модулей) в конкретных условиях

 

 

 

10. Научность содержания

3

0 – 2

макс.18

10.1

Построение на базовых предметных компетенциях с расширением (повышением, углублением) их в соответствии с методами теоретического и эмпирического познания

 

 

 

10.2

Способствование более полному формированию представления о единой и предметной картине мира

 

 

 

10.3

Раскрытие способов профессиональной деятельности специалистов соответствующего профиля

 

 

 

 
11. Соответствие требованиям к структуре и оформлению программы

max – 51 б.

 

Итоговая экспертная оценка
макс. 151 баллов

 

 

примечание:

за соответствие программы каждому из перечисленных требований экспертом выставляются баллы:

0 –  не соответствует данному требованию;
1 –  частично соответствует данному требованию;
2 –  в основном соответствует данному требованию;
3 –  полностью соответствует данному требованию.

При оценивании профильных программ максимальный балл за каждый критерий получается умножением указанного числа баллов на ранг (весовой коэффициент) и на число пунктов. Например, для критерия  1 : 1 балл х 5 пунктов х ранг 3 = 15 баллов. При оценивании предпрофильных программ ранг не учитывается, все критерии мы считаем одинаково важными. Итак, максимальное количество баллов для профильных программ равна 151 балл, для предпрофильных – 99 баллов.

 

Высокий уровень            – 135 баллов (84 балла) и более – 89 % - 100%;

Хороший уровень           – 114 – 134 баллов (74 – 83  балла) – 75 % - 88 %;

Достаточный уровень     – 77 – 113 баллов (50 – 73 балл) – 51 % - 74 %;

Недопустимый  уровень – менее 77 баллов (50 балла) – 50 %.

 

Экспертное заключение:

Программа ________________________ к опубликованию
рекомендована (не рекомендована)

 

 

Эксперт  _________                   Ф.И.О.                   «_____»  ______________ 200   г.

 

 

Страница создана за 0.195 секунды

Powered by Seditio
Design by Sharp_Tooched