Доклад М.Я. Никитенко на коллегии управления образования 26 января 2009г.

Авторизация









Регистрация
Вспомнить пароль

Доклад начальника управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» М.Я. Никитенко «О ходе выполнения в 2008 году двухстороннего территориального Соглашения по обеспечению социально-экономических гарантий работников образования и задачах на 2009 год»

Уважаемые коллеги!

Завершился 2008 год – год насыщенный как политическими, так и экономическими событиями так или иначе затрагивающий нашу отрасль «Образование». Не остались мы безучастными и к выборам Президента Российской Федерации (март 2008 года).
2008 год – третий год реализации ПНПО, который рассматривается как инструмент, позволяющий обеспечить дальнейшую модернизацию региональной системы образования, усилить её конкурентные преимущества, перевести внедрение инноваций в режим функционирования.
2008 год – это первый год внедрения отраслевой системы оплаты труда руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений.
И, наконец, это завершающий год выполнения территориального Йошкар-Олинского отраслевого Соглашения между горкомом Профсоюза работников народного образования и науки РФ, и Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» по обеспечению социально-экономических гарантий работников образования на 2003-2005гг., с изменениями и дополнениями дважды в 2005 году и в 2006 году, продленного на 3 года с 1 января 2006 года по 31 декабря 2008 года.
Основным направлением работы управления образования и образовательных учреждений в 2008 году, как и в предыдущие годы, было: обеспечение государственных гарантий доступности образования на основе создания условий для организации и предоставления общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) и дополнительного образования.
Муниципальная система образования, состоящая из 90 ОУ всех типов и видов, в которых обучается и воспитывается около 40 тысяч юных горожан и где работает 5248 руководящих, педагогических работников и младшего обслуживающего персонала, является составляющей республиканской системы образования. И не без нашего активного участия региональная система образования имеет ряд лидирующих позиций в Российских рейтингах среди регионов. Отрадно отметить, что экспертный анализ данных, представленных школами, позволил выявить наиболее эффективные муниципальные системы образования Республики Марий Эл. Город Йошкар-Ола возглавляет этот список. Необходимо отметить также, что эффективность муниципальной системы образования подтверждается высоким рейтингом наших образовательных учреждений (таких как лицей № 28, № 11, гимназия № 4, СОШ № 30 и т.д.).
За последнее время активизировалась работа практически во всех ОУ. Активность дает свои результаты и именно те, которые от нас ожидают горожане.
Анализируя выполнение мероприятий по реализации отраслевого Соглашения по обеспечению социально-экономических гарантий работников образования за прошедший год, можно сказать, что все они практически выполнены:
1) В 18 ОУ изучена работа по кадровому делопроизводству, соблюдению трудового законодательства, соблюдения правил охраны труда и техники безопасности и рассмотрена на совместных заседаниях Президиума ГК профсоюза и коллегии управления образования.
2) Все запланированные смотры-конкурсы, культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия проведены.
3) В целях поощрения и морального стимулирования труда работники образовательных учреждений за достигнутые успехи в учебной, методической, воспитательной деятельности поощрены в 2008 году - 938 педагогов.
За особые заслуги в организации и совершенствовании учебно-воспитательной работы директору МОУ «Гимназия №4 им. А.С. Пушкина» Урусовой Л.И. и директору МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» Кожеурову В.И. присвоено знание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
За большой вклад в развитие системы образования, плодотворную деятельность 10 педагогам присвоено почетное звание "Заслуженный работник образования Республики Марий Эл", 3 педагога награждены Почетной грамотой Правительства Республики Марий Эл и 1 Благодарностью Президента Республики Марий Эл.
923 педагога награждены Почётными грамотами, из них Грамотами Управления образования - 636 человек, администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» - 103, Министерства образования Республики Марий Эл - 184 педагога.
4) Аттестация руководящих и педагогических кадров работников образовательных учреждений осуществлялась в соответствии с Положением «О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2000г. №1908.
По состоянию на 1января 2009 года общее количество педагогических работников образовательных учреждений города составляет 3155 человек, из них имеют высшую квалификационную категорию 988 чел., что составляет 31%, первую – 937чел., что составляет 30%, вторую – 440 чел., что составляет 14 %, не имеют категорию – 790 педагогов, что составляет 25%.
В 2008 году успешно прошли аттестацию 556 педагогов, из них:
На высшую квалификационную категорию – 231 чел.
На первую квалификационную категорию - 237 чел.
На вторую квалификационную категорию - 88 чел.
На основании Приложения к письму Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 07.02.2003г. №30-8ин/22-03/11 и Соглашения между горкомом профсоюза работников народного образования и науки и Управлением образования администрации г. Йошкар-Олы по обеспечению социально-экономических гарантий работников образования на 2003-2008 годы приказами управления образования в 2008 году 50 педагогическим работникам по заявлению сохранен срок действия квалификационной категории, в том числе: высшей квалификационной категории - 12 педагогам, первой – 29 педагогам, второй – 9 педагогам. Из них по следующим основаниям:

В связи с переходом на другую должность

28

56%

С выходом из отпуска по уходу за ребенком

11

22%

До достижения пенсионного возраста

9

18%

С длительной временной нетрудоспособностью

2

4%

5) Большое внимание уделялось вопросам охраны труда и безопасности образовательных учреждений. В целях повышения уровня ответственности за безопасность образовательных учреждений, создания надлежащих условий для учебы и работы организовывалось и проводилось обучение руководителей, специалистов и работников образовательных учреждений по вопросам обеспечения охраны труда и пожарной безопасности. Так в 2008 году проведена проверка знаний по охране труда у 63 руководителей, специалистов и ответственных по охране труда, по пожарной безопасности - у 140 руководителей учреждений и ответственных по пожарной безопасности. В сентябре 2008 года руководители 2 образовательных учреждений прошли обучение в МарГТУ на курсах по организации безопасных автомобильных перевозок. Обучение работников учреждений по пожарно-техническому минимуму и охране труда проводилось непосредственно в муниципальных образовательных учреждениях по программам, утвержденным руководителями учреждений.
Периодически издавались приказы, разрабатывались и доводились методические и инструктивные письма в области обеспечения пожарной безопасности, охраны труда и профилактике детского травматизма, по предупреждению гибели детей на воде и при ДТП.
Вопросы охраны труда, предотвращение детского и взрослого травматизма, пожарной безопасности рассматривались на совещаниях и коллегиях управления образования - на коллегиях в марте и сентябре 2008 года, в мае на семинарах с начальниками пришкольных летних лагерей труда и отдыха.
Постоянно ведется учет и анализ случаев травматизма. Так, за 2008 год произошло 66 случаев травматизма (2007г. – 62): из них с детьми во время УВП – 54 (2007г. – 54), с работниками на производстве – 12 (2007г. – 8). Данные показывают, что уровень травматизма остается достаточно высоким, по сравнению с 2007 годом идет увеличение травм с работниками на 4 случая.

Анализ показал, что основными причинами получения травм детей остаются:

  • Травмы во время перемен, в том числе до начала и по окончанию основных занятий.
  • Травмы во время занятий по физической культуре.

работников:

  • Неосторожность при передвижении.
  • Невнимательность при выполнении работ.

Периодически специалистами управления образования проводились проверки по контролю выполнения требований норм и правил пожарной безопасности, создания здоровых и безопасных условий труда и учебы в образовательных учреждениях. Сроки устранения выявленных недостатков находятся на постоянном контроле управления образования. Замечания, не требующие больших денежных вложений, устраняются немедленно, а требующие финансовых  затрат, выполняются планомерно.
Законом Республики Марий Эл от 31 мая 2007 года № 28-З «О нормативах бюджетного финансирования отдельных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Марий Эл» установлены нормативы на 1 учащегося, что тесно связано с концепцией «Бюджетирование, ориентированное на результат», и в конечном итоге осуществляет плановый переход от менее продуктивного «управления затратам» к более приоритетному эффективному «управлению по результатам», что создало условия для перевода системы образования на новые условия оплаты труда, направленные на повышение социального статуса учителя и увеличения его заработной платы в зависимости от качества труда. Переход на отраслевую систему оплаты труда руководящих и педагогических работников регламентирован законом Республики Марий Эл от 25 октября 2007 года № 51-З, основная цель которого направлена на укрепление материальной заинтересованности руководящих и педагогических работников образовательных учреждений в повышении качества работы, развития творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, ориентированных на результативность.
Но, как всегда, в любом новом деле, особенно на первоначальном этапе, встает много проблем, неясностей и тревог.
Важен здесь и человеческий фактор, в частности психологическая готовность людей и, конечно, в первую очередь, руководителей.
К сожалению, психологически не все готовы к тем переменам, которые происходят вокруг нас и с нами.
Мысль никого не обидеть, всем раздать хотя бы понемногу, в корне нарушает ту идею, которая заложена при реализации перехода на новую (отраслевую) систему оплаты труда «оплата по результатам труда». Это первое.
Второе. Отсутствие в образовательном учреждении на первоначальном этапе необходимых нормативно-правовых документов и положений - с одной стороны, и боязнь брать ответственность по принимаемым решениям на себя - с другой. Почему-то ждем, что нам дадут сверху или хотим вначале посмотреть, как будут делать соседи.
И третье, что, на наш взгляд, очень важно – руководители, особенно руководители со стажем, перестали заниматься самообразованием, что конечно, не допустимо.
Что же мы сделали? Давайте вспомним:
1) 7 ноября 2007 года на базе лицея № 11 проведено с директорами и заместителями директоров по учебной работе совместно с Министерством образования РМЭ инструктивно-методическое совещание по внедрению закона Республики Марий Эл от 25.10.2007г. № 51-З «Об отраслевой системе оплаты труда руководящих и педагогических работников государственных образовательных учреждений республики Марий Эл», о внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из Республиканского бюджета Республики Марий Эл».
2) На уровне городского округа «Город Йошкар-Ола» разработано и принято 25.12.2007г. № 526-IV решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Положение об отраслевой системе оплаты труда руководящих и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений городского округа «Город Йошкар-Ола».
3) Постановлением мэра от 29.12.2007г. № 3106 установлен размер базовой составляющей ставки (оклада) заработной платы руководящих и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений.
4) В январе 2008г. разработаны и приняты изменения и дополнения в Йошкар-Олинское отраслевое Соглашение в части касающейся перехода на отраслевую систему оплаты труда.
5) В управлении издан ряд приказов.
6) С 14 по 20 февраля в управлении проведено собеседование с руководителями образовательных учреждений по всем проблемам, которые имелись в образовательных учреждениях при внедрении отраслевой системы оплаты труда.
7) 26 февраля 2008г. на базе гимназии № 4 совместно с Министерством образования РМЭ проведено совещание с руководителями образовательных учреждений по теме «Реализация закона Республики Марий Эл № 51-З от 25.10.2007г. «Об отраслевой системе оплаты труда руководящих и педагогических работников государственных образовательных учреждений Республики Марий Эл» в муниципальных образовательных учреждениях городского округа «Город Йошкар-Ола»: успехи, проблемы».
8) Управлением образования издан сборник нормативных документов «Отраслевая система оплаты труда руководителей и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений», который получили все образовательные учреждения.
Подводя итоги вышесказанного необходимо отметить, что позитивные результаты введения отраслевой системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях ощутили в первую очередь сами работники данных учреждений, показавшие высокие результаты своей деятельности.
В прошлом году я говорил, что повысить престиж образовательных учреждений и педагогов нашего города, а также степень доверия и интерес общества к образованию можно только при переходе от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами.
Претворяя в жизнь концепцию, заложенную в реализации приоритетных национальных проектов, в том числе и «Образование», 28 июня 2007 года за № 825 Президентом РФ В.В. Путиным подписан Указ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ».
На уровне нашей республики принято два распоряжения Президента Республики Марий Эл Л.И. Маркелова.
16 июля 2007 года № 152 рп «О реализации Указа Президента РФ от 28 июня 2007 года за № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» (в редакции распоряжения Президента РМЭ от 13 августа 2007 года № 177-рп).
19 октября 2007 г. № 260 рп «О планируемых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл».
Принятие Указа и распоряжений направлено:
-на усиление материальной заинтересованности руководящих и педагогических работников образовательных учреждений в повышении качества работы, развития творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, ориентированных на результативность.
-на усиление ответственности руководителей учреждений образования всех уровней за выполнение закрепленных за отраслью «Образование» показателей оценки эффективности деятельности.
Какие же это показатели? И как мы их выполнили?
а) Средняя наполняемость классов:

 

План

Фактически

Город

24,0

24,0

Село

13,8

18,8

б) Численность учащихся, приходящихся на одного учителя:

план – 10,2 человека
фактически – 13,0 человек

в) Соотношение суточной численности учителей и прочих работающих (АУП, УВП, МОП)

план – 71/29
фактически – 63/37
Выполнение основных показателей учтено в бюджете 2009 года.

Страница создана за 0.185 секунды

Powered by Seditio
Design by Sharp_Tooched