Актуальные направления в развитии муниципальной системы образования города Йошкар-Олы

Авторизация









Регистрация
Вспомнить пароль

Уважаемые участники конференции, гости, приглашенные!

Позвольте поприветствовать Вас на нашей педагогической конференции и поздравить с наступающим новым учебным годом, с приближающимся Днём Знаний, со знаменательной датой для нашего города – 430-летием его основания!
Это событие позволило нам оглянуться в прошлое, подвести итоги настоящего и поговорить о будущем развитии муниципальной системы образования города Йошкар-Олы.
По традиции, во время проведения августовской конференции мы подводим итоги, определяем направления развития на будущее.
Каждый, прожитый учебный год, вносит что-то новое, возможно, похож и в то же время отличается от предыдущего. Но курс, взятый системой образования в августе, всегда остаётся неизменным. Поэтому в рамках проведения конференции организована работа предметных методических секций. В образовательных учреждениях будут проводиться педагогические советы.
На протяжении последних лет продолжается модернизация системы образования. И сегодня, когда время диктует необходимость ускорения процессов модернизации по всем аспектам нашей жизнедеятельности, именно образование должно находиться в авангарде качественных изменений. От того, какими вырастут наши дети, насколько они будут способны к саморазвитию и применению своих знаний зависит будущее государства, республики, города.
Прошедший учебный год оставил свой след в истории образования города Йошкар-Олы:
- продолжилось участие в реализации государственных и республиканских проектов в сфере образования;
- в дошкольных образовательных учреждениях велась работа по внедрению федерального государственного стандарта;
- в школах продолжается работа по внедрению ФГОС на начальной ступени обучения и проводилась подготовительная работа по внедрению ФГОС на основной ступени обучения;
- пополнялась и оснащалась материально-техническая база учреждений и многое другое.
Сегодня политика в области образования нацелена на развитие многих направлений, выделены приоритеты, запланированы важные мероприятия.
Основанием для этого являются –
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»,
• от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Развитие муниципальной системы дошкольного образования
Уважаемые участники конференции!
С учетом вступления в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса, вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Система дошкольного образования рассматривается в стратегии государственной политики как важнейший фактор улучшения демографической ситуации.
В настоящий период одна из приоритетных задач муниципальной системы дошкольного образования - доступность услуги дошкольного образования.
В целях исполнения Указа Президента РФ № 599 от 07.05.2012 г. основная часть мероприятий, проводимых в системе муниципального дошкольного образования, направлена на реализацию доступности дошкольного образования путём расширения сети учреждений.
Можно также отметить, что за два года проведена целенаправленная работа по увеличению мест в детские сады, которое возросло на 1225 мест.
В прошлом году на модернизацию системы дошкольного образования за счет средств федерального бюджета выделена и освоена субсидия в размере – 10 607,7 тыс. рублей и 20 151, 4 тыс. рублей выделено бюджетом муниципального образования. Денежные средства направлены на приобретение детской мебели, оборудование детских площадок, приобретение кухонного оборудования, проведение ремонтных работ в групповых помещениях, выполнение работ по устройству веранд.
Сегодня в городе Йошкар-Оле функционирует 66 дошкольных образовательных учреждений, их посещают 13304 ребенка. Из них 63 учреждения подчинены управлению образования, их посещают 12863 ребенка, 2 учреждения ведомственные, 1-негосударственное.
В 2014 году охват детей дошкольным образованием с 2-7 лет составляет 82,5 %.
Дети с 3-х летнего возраста и старше 100% обеспечиваются местами в детские сады.
В этом году планируется открыть дополнительно 7 групп на 175 мест за счет эффективного использования площадей, 6 групп за счет создания нового МДОУ на 150 мест (ул. Советская, д. 20-А).
Однако, проблема в удовлетворении потребности граждан в предоставлении образовательной услуги дошкольного образования остаётся для города актуальной.
На 1 июня 2014 года в управлении образования зарегистрировано 7500 заявлений на постановку детей на учет по устройству в детские сады в возрасте от 0 до 7 лет.
Постоянно формируется электронная очередь, граждане подают заявления через МФЦ (многофункциональные центры).
Для решения этой проблемы в перспективных планах развития города Йошкар-Олы (до 2020 г.) определены направления по 100% обеспечению доступности дошкольных образовательных услуг. И, если говорить о планах на будущее, то с 2015 по 2017 г.г. планируется строительство нового детского сада, на 320 мест в Восточном микрорайоне. В 2016-2018гг. планируется строительство дошкольного учреждения в 9-м микрорайоне, также на 320 мест.
Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования призвано создать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития.
Развитие дошкольных образовательных учреждений предполагает предоставление целого спектра современных образовательных услуг соответствующих качественному дошкольному образованию.
В настоящее время ставятся задачи по изменению форм и содержания деятельности. В городе для дошкольников, не посещающих детские сады, в период с 2011-2014гг. созданы новые формы образования:
• группы кратковременного пребывания: ДОУ № 2,5,6,21,Центр «ЛП и ДО «Росток»;
• психолого-педагогические консультативные пункты при дошкольных образовательных учреждениях: 2, 3,10, 29, Центр «ЛП и ДО «Росток».
В повышении качества дошкольного образования большая роль отведена педагогам, воспитателям. В МДОУ в настоящее время педагогическую деятельность осуществляют 1438 педагогов. В детских садах активно распространяется эффективный педагогический опыт. Ежегодно по традиции в городе проводятся конкурсы профессионального мастерства. В 2014 году -это конкурсы «Лидер в образовании», «Педагог-психолог ДОУ».
Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях способствует повышению качества дошкольного образования. В настоящее время инновационные площадки осуществляют свою деятельность в дошкольных образовательных учреждениях:
- Детский сад № 42 «Кораблик» - Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к школе с учетом ФГОС»;
- Детский сад № 66 «Рябинушка» - Формирование экологических представлений дошкольников посредством интеграции в условиях ДОУ».
В ближайшей перспективе по направлениям развития муниципального дошкольного образования перед нами поставлены задачи:
- Обеспечение всех детей в возрасте от 2 до 7 лет возможностью получать услуги дошкольного образования, в том числе за счет развития вариативных форм дошкольного образования.
- Обновление основных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
- Обеспечение открытости результатов деятельности дошкольных образовательных учреждений.
- Введение эффективного контракта в сфере дошкольного образования.
- Привлечение молодых талантливых педагогов для работы в дошкольные образовательные учреждения.
Уважаемые коллеги!
Развитие муниципальной системы общего образования
За предыдущие три года общий объем средств федеральной субсидии, выделенных на развитие муниципальной системы общего образования в городском округе «Город Йошкар-Ола», на реализацию Комплекса мер по направлениям модернизации составил 192 млн. 815 тыс. рублей.
Средства были направлены на развитие и совершенствование школьной инфраструктуры с целью создания комфортных и безопасных условий образовательного процесса в соответствии с требованиями СанПиН, повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений.
Вопросы качества образования на современном этапе не решаются без учета различных аспектов социального, психического и физического здоровья школьников. Дети проводят в школе значительную часть дня, сохранение и укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Сбалансированное горячее питание - один из факторов, влияющих на улучшение здоровья подрастающего поколения.
С 2011 года проведён ремонт пищеблоков в 20 муниципальных образовательных учреждениях и закуплено 3755 единиц нового оборудования и мебели для обеденных залов. В 2013 году введен в действие долгожданный новый пищеблок средней школы №15. Охват обучающихся полноценным горячим питанием увеличился с 73% в 2011году до 82 % в 2014 году.
Одна из основных задач – создание безопасных и благоприятных условий обучения в образовательных учреждениях города.
На данный момент в трёх учреждениях имеются автобусы (Средние школы №21, №29, с. Семёновка), что позволяет повысить уровень безопасности и комфорта при осуществлении перевозки обучающихся к месту учебы. В целях безопасности и исполнения предписаний надзорных органов было установлено ограждение территорий вокруг школ.
Во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях с целью создания полной базы для эффективной организации образовательного процесса по военно-патриотическому воспитанию, подготовки допризывной молодежи служению Отечеству полностью отремонтированы и оснащены кабинеты ОБЖ.
Расширилось применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. В муниципальных общеобразовательных учреждениях на 1 июля 2014 года на 1 персональный компьютер приходится в среднем 15 обучающихся.
100% общеобразовательных учреждений имеют доступ к сети Интернет со скоростью свыше 1,5 Мб/сек.
Доля учителей, применяющих цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе, составляет 67%.
Все муниципальные образовательные учреждения имеют сайты.
89% (26 школ) общеобразовательных учреждений используют автоматизированные системы управления «1С:ХроноГраф. Школа 3.0», из них 25 школ используют программный комплекс «3Т: ХроноГраф журнал», предоставляют информацию о текущей успеваемости учащегося, ведут электронные дневники и электронные журналы успеваемости.
В 2014 году реализация основных направлений модернизации муниципальной системы образования позволила нам сформировать существенный задел для успешного продолжения работы и подготовки к переходу в новый режим работы с учётом требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
На наш взгляд, главное направление в муниципальной политике – это качество образования, которое в дальнейшем способствует обеспечению опережающего развития человека, улучшению труда и жизни общества. Его дальнейшее обновление призвано обеспечить эффективность отрасли образования в целом, создать и расширить возможности для удовлетворения образовательных потребностей граждан города.
Как и предыдущие годы, в 2013-2014 учебном году организация и проведение образовательного процесса в школах города осуществлялось в 21 средней общеобразовательной школе, 2-х лицеях, 4-х гимназиях, одной школе с углублённым изучением отдельных предметов, одной вечерней (сменной) общеобразовательной школе.
Анализ контингента показывает, что численность учащихся продолжает возрастать. В конце 2013-2014 учебного года число учащихся составило 21109 человек (2013г. – 20615 чел.).
Важным показателем, по которому оценивается эффективность деятельности образовательной системы, является результативность учебно-воспитательного процесса.
Результаты успеваемости 2014 года выглядят следующим образом:
 общая успеваемость от числа учащихся, подлежащих аттестации осталась на уровне 2013 года – 98,8 %;
 % учащихся, обучающихся на «4 и 5» составляет 49,7 % (48,1 % – 2013 г.).
 Всего обучалось на « 4» и «5» – 9233 чел. (8695 чел. – 2013 г.).
Как один из показателей качества образования демонстрирует количество учащихся, окончивших школу с отличием.
Аттестат с отличием получили 92 выпускника основного общего образования, что составляет 5,3 % от числа выпускников 9-х классов (2013 год – 3,1 % соответственно).
С «золотой медалью» окончили школу 37 выпускников, с «серебряной медалью» – 37 человек.
Медалисты составили 7,4 % от общего числа выпускников 11-х классов (в 2013 г. – 6,6 %).
К сожалению, ежегодно определяются ученики, которые не усваивают программу.
В этом году 6 человек, что составляет 0,6 % от числа выпускников (2013 год – 29 человек), не усвоили программу среднего общего образования или получили справки об обучении в образовательном учреждении.
Количество учащихся, не завершивших основное общее образование в связи с введением штатного режима при проведении государственной итоговой аттестации, составляет 196 человек, т.е. 11,3 % от количества выпускников 9-х классов.
Педагогическим коллективам предстоит проанализировать и скорректировать дальнейшую деятельность в повышении качества образования.
Устранить проблемы «неуспешности» в обучении – основная задача в новом учебном году. Необходимо заметить, что в этой работе должно быть взаимодействие администрации школы, учителей, родителей.
Более подробно о результатах проведения ЕГЭ и ГИА мы поговорим завтра на секционных заседаниях и при встрече педагогов с коллегами из ЦИТОКО.
Важным направлением деятельности является создание благоприятных условий в работе с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми в городе осуществляется через олимпиадное движение. В течение учебного года на базе Марийского государственного университета, Поволжского государственного технического университета проведены предметные олимпиады. Совместно с ВУЗами проведены городские олимпиады по физике, биологии, экологии, информационным технологиям и базовому курсу информатики для обучающихся основной и старшей школы.
Пользуясь случаем, позвольте выразить слова благодарности за многолетнее сотрудничество нашим коллегам, профессорско-преподавательскому составу Марийского государственного университета, Поволжского государственного технического университета и лично ректорам ВУЗов – Швецову Михаилу Николаевичу, Романову Евгению Михайловичу!
В продолжение работы с одарёнными детьми в общеобразовательных учреждениях гимназиях №4, 26, лицеях №11, 28, школах №6, 19 состоялись такие мероприятия, как: городская олимпиада «Знатокi», городской конкурс исследовательских работ учащихся по химии «Менделеевские чтения», Пушкинский праздник, «Александровские чтения», олимпиада им. А.В.Красникова и многое другое.
Самым массовым и социально значимым мероприятием с одаренными детьми является Всероссийская олимпиада школьников. Команда города в составе 35 обучающихся приняла участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2013-2014 учебного года, 12 из них стали победителями и призёрами.
В новом учебном году мы должны продолжить работу по повышению качества общего образования, качества подготовки обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе качества профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных учреждений, по обеспечению условий для обучения по федеральным государственным образовательным стандартам.


Развитие муниципальной системы дополнительного образования детей
Муниципальная система дополнительного образования детей г. Йошкар-Олы характеризуется наличием пяти учреждений, различными по направлению деятельности. Основными направлениям являются: спортивное, туристско-краеведческое, художественное, техническое, культурологическое и эколого-биологическое.
В 2013-2014 учебном году общее количество обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей г. Йошкар-Олы составило 4209 человек.
Анализ показал, что основную категорию воспитанников составляют дети в возрасте от 5 до 14 лет (3541 человек).
Это обусловлено, прежде всего, тем, что с учётом психолого-педагогической характеристики дети данного возраста проявляют интерес к информации всесторонней направленности, следовательно, их стремление к разнообразной деятельности необходимо развивать, поддерживать и направлять.
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов одной из задач является интеграция общего и дополнительного образования, поэтому учреждения дополнительного образования работают в тесном сотрудничестве со школами.
Возрастная категория 15 – 18 лет (663 человека) представлена незначительно, что позволяет сделать вывод о недостаточном соответствии реализуемых в учреждениях программах, ориентированных на данную категорию молодёжи.
Таким образом, одной из задач муниципальной системы дополнительного образования является:
- создание условий для максимального охвата детей всех возрастных категорий.
Также имеются проблемы, которые выходят сегодня на первый план, это – нехватка педагогов дополнительного образования и низкая материально-техническая база учреждений.
Сегодня муниципальное дополнительное образование находится в жестких конкурентных условиях.
Так, в городе Йошкар-Оле, кроме муниципальных учреждений, функционируют детские школы искусств, художественные школы, специализированные детские юношеские школы олимпийского резерва, государственные учреждения дополнительного образования.
Активно развивается негосударственный сектор учреждений дополнительного образования. Особенностью деятельности данных учреждений является их ориентация на предоставление образовательных услуг в различных областях знаний.
Именно поэтому, в дальнейшем основными направлениями развития муниципальной системы дополнительного образования детей являются:
-создание условий для повышения качества дополнительного образования для детей;
-активизация работы по вовлечению детей и подростов в занятия физической культурой и спортом;
-увеличение числа несовершеннолетних, охваченных организованными формами занятости и отдыха в свободное от учебы время;
-повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей.
Уважаемые участники конференции!
Важное условие реализации любых задач - высококвалифицированные кадры
Мы прекрасно понимаем, что любые преобразования возможны только при условии обеспечения и развития кадрового потенциала.
В реализации любых задач, планов, инициатив решающая роль отведена кадрам, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения.
В течение последних трёх лет численность педагогических работников отрасли образования города остаётся стабильной. По состоянию на 1 июня 2014 года общее количество педагогических работников в образовательных учреждениях города составляет 2730 чел.
В 2013-2014 учебном году успешно прошли аттестацию 564 педагога. За достигнутые успехи в учебной, методической, воспитательной деятельности поощрены 752 работника муниципальных образовательных учреждений.
На протяжении трёх последних лет в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» прошли курсы повышения квалификации в соответствии с требованиями ФГОС 1213 педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений, что составляет 79% от общего числа педагогических и руководящих работников.
Осуществляемые в предшествующий период меры, связанные с оплатой труда педагогических работников, привели к определенным позитивным изменениям. Уровень заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных учреждений вырос.
Среднемесячная заработная плата педагогических работников в период 2013 года:
общеобразовательных учреждений составила 19099 рублей, что на 541-рубль больше, чем среднемесячная заработная плата работников в целом по экономике Республики Марий Эл за прошлый год;
дошкольных образовательных учреждений составила 17213 рублей, что на 988 рублей превысила показатель средней заработной платы по отношению к общему образованию по Республики Марий Эл.
Средняя заработная плата педагогических работников на 1 августа 2014 года в школах составила - 19349 рублей, в дошкольных учреждениях – 17846 рублей, в учреждениях дополнительного образования- 13376 рублей.
За последние годы в педагогических коллективах увеличивается доля молодых педагогов. В 29 муниципальных общеобразовательных учреждениях города работают 349 молодых педагогов со стажем работы от года до 5 лет. Молодые педагоги города Йошкар-Олы являются активными участниками городских и республиканских мероприятий.
Конкурсное движение играет значительную роль в профессиональном росте педагогов. В городе проведены конкурсы профессионального мастерства «Учитель года-2014», «Воспитатель года – 2014». Педагоги города познакомились с опытом учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В данном конкурсе приняли участие учителя лицея №11 им.Т.И. Александровой, гимназии №26 имени А.Мальро, средней школы №30.
Задачи, которые мы ставим на будущее перед педагогическими коллективами, по направлению развития кадрового потенциала включают в себя:
- работу по сохранению квалифицированных кадров и обеспечению условий для профессионального роста педагогов;
- привлечение в систему общего образования молодых специалистов;
- эффективное развитие системы стимулирования педагогических и руководящих работников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уважаемые участники конференции!
Представленные нами направления работы и анализ деятельности, затронули некоторые аспекты того большого образовательного процесса, который включает в себя всю систему образования – обучение, воспитание и развитие в широком смысле. При этом каждый год образование, пожалуй, единственная отрасль, которая самым ответственным, открытым и прозрачным образом публично держит отчет о состоянии системы, о достигнутых результатах, стратегии и планах.
В своих публичных докладах мы перед общественностью держим отчет о том, что сделано, что ещё предстоит сделать, оцениваем достигнутые результаты и корректируем работу на перспективу.
В муниципальной образовательной политике на 2014-2015 учебный год управлением образования города Йошкар-Олы определены приоритеты. С нашими предложениями и рекомендациями вы познакомились в ходе конференции. Более детально обсуждение будут проходить на секциях и заседаниях «круглого стола». С итогами деятельности вы, уважаемые коллеги, познакомитесь в информационных материалах нашей конференции.
Рассматривая дальнейшие перспективы развития муниципальной системы образования городского округа «Город Йошкар-Ола» перед нами поставлена стратегическая цель: обеспечение устойчивого развития муниципальной системы образования, повышение качества образования и образовательных услуг.
Поэтому, основные направления деятельности управления образования и муниципальных образовательных учреждений в 2014 -2015 учебном году следующие:
1. Создание дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
2. Повышение качества образования через обновление содержания и технологий образования.
3. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.
4. Создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, достоверность информации.
5. Укрепление и развитие материально-технической базы образовательных учреждений.
6. Совершенствование системы воспитательной работы и дополнительного образования.

Предстоит большая работа, но мы уверены в том, что своей деятельностью наши педагогические коллективы доказывают, что способны давать качественное образование и обеспечивать успех своим ученикам.
Спасибо за Вашу инициативу и творчество!
Жизнь обязывает работать над собой беспрестанно и упорно, чтобы крепче приобщиться к большому педагогическому делу и как эстафету принять ответственность за будущее нашего образования, посвятить ему свой труд.

Страница создана за 0.084 секунды

Powered by Seditio
Design by Sharp_Tooched