Доклад на парламентских слушаниях М.Я. Никитенко

Авторизация









Регистрация
Вспомнить пароль

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в муниципальных образовательных учреждениях городского округа
«Город Йошкар-Ола»: успехи и проблемы

 

Приоритетный национальный проект «Образование» получил единодушную поддержку всей педагогической общественности города Йошкар-Олы.
В конкурсном отборе учителей и общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы на грант Президента Российской Федерации, значительное место отводится общественной экспертизе как важной составляющей открытости образовательного пространства.
Мнение общественности в условиях модернизации российского образования имеет особое значение. Связано это с повышением требований к качеству обучения, которое достигается в общеобразовательных учреждениях через создание и апробацию новых учебных программ, исследование оптимальных вариантов учебных планов, внедрение проектной деятельности, разработку новых педагогических технологий, создание благоприятных условий для обеспечения каждому ребенку возможности самореализации.

В течение трёх лет, начиная с 2006 года, продолжается реализация конкретной программы государственной поддержки, включающей основные направления

  • стимулирование инновационных образовательных учреждений,
  • поддержка лучших учителей;
  • стимулирование деятельности классных руководителей
  • внедрение современных образовательных технологий
  • оснащение школ учебным и учебно-наглядным оборудованием

Хочется отметить, что сильной стороной проекта явилось не только стимулирование труда педагогической элиты, но и оценка труда всех, кто выполняет социальный заказ общества по обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Воспитательные функции в общеобразовательных учреждениях выполняют все педагогические работники. Но ключевая роль в решении каждодневных задач воспитания возложена на классного руководителя, деятельность которого направлена на создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Поэтому закономерно, что на первом этапе приоритетного национального проекта «Образование» ведущим направлением его реализации стала выплата вознаграждения за выполнение функции классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных школ.

Конечной и основной целью всех позитивных изменений, происходящих в системе образования в рамках реализации приоритетного национального проекта, является реальное улучшение качества образования. Но следует заметить, что наше общественное сознание к здоровой конкуренции и оплате труда по её результатам пока не готово. Никто не возразит против того, что работа учителя в первую очередь должна оцениваться не только по стажу, количеству учебных часов, а прежде всего - по результативности преподавания. Выводы многих исследований сегодня однозначны: мы не можем улучшить результаты обучения, не вмешиваясь в процесс преподавания, а система образования не может быть лучше учителей, которые её составляют. И следует признать, что немаловажным фактором, определяющим качество образования, является качество самих педагогических кадров..
Поэтому наши усилия направлены на усиление научно-методической составляющей деятельности педагогов, выявление лидеров в образовании.
Этому способствует конкурсное движение.

С каждым годом количество участников конкурса увеличивается. За три года реализации приоритетного национального проекта «Образование»  в конкурсном отборе приняли участие 9% учителей из 22 образовательных учреждений (25 чел. – победители конкурса учителей) и 30% муниципальных  общеобразовательных учреждений (6 учреждений стали обладателями миллионных грантов из федерального бюджета).
В республике разработана система грантовой поддержки педагогов.
В конкурсном движении в 2007 году на получение грантов Президента Республики Марий Эл педагоги города Йошкар-Олы являлись лидерами (51 участник).
Победителям выплачены гранты в сумме 660 тыс. рублей за счёт средств республиканского бюджета.
В 2008 году 53% общеобразовательных и 37% дошкольных учреждений представили опыт инновационной деятельности учреждений и педагогов сразу на нескольких республиканских конкурсах на грант Президента Республики Марий Эл.
Более 25% педагогов города имеют достаточно высокий уровень креативности и они работают в режиме творческого саморазвития.
Ежегодное участие учителей в конкурсах дает дополнительный импульс творческому и профессиональному росту учителя.
Идеи национального проекта получили продолжение в муниципальных конкурсах профессионального мастерства.

Далее позволю себе остановиться на реализации основных направлений приоритетного национального проекта в муниципальной системе образования городского округа «Город Йошкар-Ола».

По направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школе» в условиях реализации ПНПО методическая работа с заместителями директоров по воспитательной работе общеобразовательных учреждений города была направлена на решение определенных задач:
-повышение престижности и профессиональной компетентности классных руководителей: оказание помощи классному руководителю в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы,
-усиление воспитательной функции образования, формирование эффективной системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Анализ состояния воспитательной работы показал, что состоявшимися воспитательными системами можно считать системы таких общеобразовательных учреждений, как гимназий № 4, 14, лицея №11, средних школ №15, 17, 19, 21, 23, 27, 28, 29, 30.

По направлению «Оснащение школ учебным и учебно-наглядным оборудованием» муниципальные образовательные учреждения поставлены 4 кабинета химии, 2 кабинета физики, 2 кабинета биологии, кабинет русского языка и литературы, 6 интерактивных досок. На сегодняшний день работа кабинетов спланирована и ведётся согласно заявленному профилю, содержательное наполнение кабинетов используется учителями в образовательном процессе, во внеклассной работе и при проведении городских мастер-классов.
в течение 2007 года
28 компьютеров на сумму 447, 7 тыс. рублей
8 ноутбуков на сумму 160, 8  тыс. рублей
192 комплекта учебной мебели на сумму 565, тыс. рублей
98 комплектов литературы на сумму 21,7 тыс. рублей
6 классных досок на сумму 21,2 тыс. рублей
в течение 2008 года
12 мультимедийных проекторов на сумму 386,9 тыс. рублей
11 ноутбуков на сумму 273,6 тыс. рублей
5 досок интерактивных на сумму 267,1 тыс. рублей
4 доски маркерные на сумму 28,9 тыс. рублей
94 комплекта учебной мебели на сумму 195,4 тыс. рублей
2 автобуса на сумму 1.700 тыс. рублей

В рамках реализации национального проекта «Образование» по управлению образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» за счёт средств федерального бюджета на укрепление материально-технической базы только в 2007 и в течение 2008 года было приобретено необходимое оборудование для укрепления материально-технической базы общеобразовательных учреждений.

Республиканский бюджет
7 компьютеров на сумму 142,7 тыс. рублей
Учебная литература на сумму 3746 тыс. рублей
Муниципальный бюджет
190 компьютеров на сумму 3390,7 тыс. рублей

Средства республиканского и муниципального бюджетов в 2008 году направлялись на приобретение компьютерной техники и учебной литературы.
Повышение качества образования невозможно без внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий. На сегодня оснащённость компьютерной техникой составляет 20 учащихся на 1 компьютер, тогда как в 2005 году – 1 компьютер приходился на 61 ученика. Все общеобразовательные учреждения укомплектованы компьютерными классами. Но проблема замены техники, морально и физически устаревшей, остаётся актуальной для муниципальных общеобразовательных учреждений города Йошкар-Олы.

По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» в 2007 году завершена работа по подключению образовательных учреждений к сети Интернет, апробации и внедрению в образовательный процесс информационных технологий. Проводится еженедельный мониторинг качества Интернет в образовательных учреждениях и ежемесячный мониторинг использования сети Интернет
в образовательном процессе.  
Проблема овладения современными образовательными технологиями представляется важной для муниципальных общеобразовательных учреждений. Анализ применения образовательных технологий учителями города говорит о том, что выбор их оптимален, так как в муниципальной системе образования в последние годы отмечается тенденция к повышению качества обучения. С 2004 года по настоящее время произошло повышение процента качества с 37,6% до 46,2%.

Наибольшую общественную поддержку получили инновации школ в области информатизации. 
35 % учителей применяют информационные технологии в своей педагогической деятельности, в течение 2007-2008 учебного года учителями города проведено более 7 тысяч уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ.
ИКТ-компетентность педагога как составляющая профессиональной компетентности может быть сформирована в том случае, если информационные технологии станут неотъемлемой частью образовательного процесса. И, тем не менее, определяющую роль в процессе обучения играет всё-таки личность учителя. На эффективность обучения будут влиять уровень его профессионализма, мотивации, эмоционального состояния.
Разработка пакета электронных образовательных ресурсов предоставляет возможность учителям пользоваться на своих уроках современными разработками в области ИКТ. Группа учителей-предметников лицея №11, гимназий №4, 26, школы № 1, 27, 28, 30 активно участвует в процессе апробации и разработки ЭОР.
Более 15% педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений принимают участие в форуме Всероссийского Интернет-педсовета, Интернет-конференциях и Интернет-проектах.

В республиканской целевой программе «Развитие образования Республики Марий Эл на 2007-2010 годы» поставлена проблема расширения доступа общественности к информационным ресурсам в области образования, а также к ее участию в управлении образованием. В 2008 году создан сайт управления образования администрации городского округа «Город «Йошкар-Ола», 15 образовательных учреждений имеют собственные сайты, в 2-х разработаны, но не выставлены в сети Интернет. В шести школах идёт разработка сайтов.
На сегодняшний день актуальной является задача повышения эффективности муниципальной системы образования, её открытости для общественности, усиления общественного участия в деятельности образовательных учреждений. В общеобразовательных учреждениях города формируется система государственно-общественного управления, созданы советы школ, попечительские советы, управляющие советы общеобразовательных учреждений. Общеобразовательные учреждения представляют публичные доклады, которые размещаются на сайтах как самих учреждений, так и на сайте управления образования, что способствует информационной открытости муниципальных общеобразовательных учреждений и увеличению числа социальных партнеров, повышению эффективности их взаимодействия со школами, гимназиями, лицеями.

Распространение инновационного опыта лучших школ является одним из ведущих направлений приоритетного национального проекта и актуальным для муниципальной системы образования. Согласно плану-графику мероприятий школ-победителей ПНПО в общеобразовательных учреждениях проводятся обучающие семинары. С 2008 года начали работу городские мастер-классы. Занятия проводятся в рамках деятельности ресурсных центров и базовых школ. Мастер-классы проводят учителя-обладатели премии Президента РФ и учителя высшей квалификационной категории.
В результате реализации ПНПО муниципальная система образования получила значительное количество субъектов научно-методической деятельности - лучших педагогов и коллективов лучших школ. Все они являются лидерами образования и представляют важный инновационный ресурс не только города, но и республики. Только в прошлом учебном году на базе муниципальных ОУ состоялось 73 республиканских семинара  и 21 городской.
Инновационный опыт муниципальных общеобразовательных учреждений транслируется не только на городском и республиканском уровнях. Например, гимназия №4 представила свой опыт на Межрегиональной выставке-ярмарке инновационных образовательных проектов 2008 года в Ульяновске. Школа «Обыкновенное чудо»-на Марафоне школьных предметов в Москве, Всероссийских конференциях. Лицей №11 второй год является участником Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» и в этом году вышли в финал, а накопленный опыт по созданию ИКТ-насыщенной среды в учреждении коллектив представил в виде мастер-класса в рамках Международной конференции «Информационные технологии в образовании-2008».
В 2008-2009 уч.г. планируется расширить диапазон форм представления и распространения инновационного опыта, а также вовлечь большее количество образовательных учреждений и педагогов в проведение мастер-классов, педагогических мастерских и сделать подобное профессиональное общение более привлекательным.

Наряду с положительными результатами развития инновационной деятельности в рамках реализации приоритетного национального проекта
в образовательных учреждениях города и управлении образования имеется ряд нерешённых проблем:

  • определённой доработки требует нормативно-правовая база, регулирующая инновационную деятельность;
  • необходимо создание городской системы организации и проведения мониторинга инновационных процессов;
  • внедрение комплекса инноваций в воспитательный процесс;
  • дальнейшее развитие должна получить работа по обобщению и распространению опыта педагогов и образовательных учреждений, работающих в инновационном режиме.


В целом, педагогическое сообщество города Йошкар-Олы нацелено на развитие профессионализма и поступательное инновационное движение.

Страница создана за 0.08 секунды

Powered by Seditio
Design by Sharp_Tooched